15 июня 2009 года в Вене открылась очередная сессия совета управляющих МАГАТЭ. Один из вопросов, включённых в повестку дня - обсуждение очередного доклада генерального директора агентства Мохаммада Эльбарадея по сирийской ядерной программе.
Электронное периодическое издание AtomInfo.Ru публикует основные положения доклада.
Хронология событий
2 июня 2008 года генеральный директор МАГАТЭ уведомил совет управляющих - агентству была передана информация о том, что объект Дайр-Альзур (Dair Alzour, также именуется как Аль-Кибар), разрушенный в ходе израильского налёта в сентябре 2007 года, являлся ядерным реактором.
22-24 июня 2008 года в Сирии находилась группа инспекторов МАГАТЭ, посетивших Дайр-Альзур и взявших на нём пробы. При анализе проб были обнаружены значительные количества частиц природного урана, имеющих антропогенное происхождение, то есть, полученных в результате химических процессов.
Найденный уран не относился ни к одному из типов ядерных материалов, продекларированных Сирией. В Дамаске сразу же заявили, что урановые частицы попали на объект в составе израильских ракет, использовавшихся для его уничтожения.
13 марта 2009 года МАГАТЭ ознакомило Сирию с результатами дополнительного анализа проб, а также вновь повторило свою просьбу о повторном допуске инспекторов на Дайр-Альзур - в том числе, для осмотра сооружений водоочистки - и в другие места, где сейчас находятся обломки зданий и оборудование, эвакуированные из Дайр-Альзура.
Одновременно продолжалась переписка между агентством и Сирией по вопросу о предполагаемых попытках сирийских организаций приобрести за рубежом оборудование и материалы, которые могли использоваться при сооружении ядерного реактора.
Сирия передала в МАГАТЭ 15 февраля 2009 года ответы на те вопросы, которые были поставлены перед ней в этой связи. После тщательного изучения, сирийские ответы были признаны неполными, о чём МАГАТЭ известило Дамаск 21 апреля 2009 года.
18 мая 2009 года МАГАТЭ проинформировало Сирию о том, что урановые частицы антропогенного происхождения были обнаружены в пробах, взятых в горячих камерах миниатюрного исследовательского реактора MNSR в Дамаске. В ответ, Сирия представила свою версию происхождения частиц.
20 мая 2009 года МАГАТЭ вновь обратилось к Израилю с требованием передать определённую информацию по тем типам оружия, которые были задействованы в ходе удара по Дайр-Альзуру.
Верификационная деятельность МАГАТЭ
МАГАТЭ продолжает расследование обвинений в том, что разрушенный объект в Дайр-Альзуре являлся ядерным реактором. Из тех данных, которые на данный момент были представлены сирийской стороной, невозможно с определённостью сделать заключение о характере уничтоженного объекта.
Начиная с мая 2008 года, агентство призывает Сирию к диалогу по сложившейся ситуации и предлагает, в том числе, поделиться с Дамаском всеми имеющимися у МАГАТЭ спутниковыми фотографиями спорных объектов, включая те, что были переданы агентству третьими странами. Сирия отказывается от этого предложения.
МАГАТЭ полагает маловероятным, что урановые частицы оказались на Дайр-Альзуре в результате израильской бомбардировки.
Отвечая на запросы агентства, Сирия подготовила свою версию появления на площадке в Дайр-Альзуре некоторых материалов и оборудования, а именно:
Сирия утверждает, что они приобретались для гражданского применения, а именно:
По состоянию на сегодня, МАГАТЭ не может подтвердить названные утверждения сирийской стороны.
МАГАТЭ дважды обращалось к Сирии с просьбой дать разъяснения по деятельности внешнеторговой компании из КНДР, имевшей офис в Сирии, и по сотрудничеству между атомными специалистами Сирии и КНДР. Ответ от Сирии был получен в письмах от 15 февраля и 24 мая 2009 года, и в настоящее время он изучается экспертами МАГАТЭ.
МАГАТЭ неоднократно просило Дамаск допустить в качестве жеста доброй воли инспекторов на три других объекта, которые якобы имели отношение к Дайр-Альзуру. Ответа от Сирии не получено.
В августе 2008 года инспектора взяли пробы на миниатюрном реакторе MNSR в сирийской столице. Впоследствии в них были найдены частицы природного урана антропогенного происхождения (то есть, частицы, полученные в результате химической обработки). Данный тип урана не отмечен в официальных декларациях Сирии.
Комментируя эту находку, Сирия передала в МАГАТЭ сведения об использовании на MNSR горячих камер и природного урана. В ответе сирийской стороны не упоминаются, однако, вызвавшие интерес агентства урановые частицы.
Между частицами, найденными в Дайр-Альзуре и на MNSR, может иметься некая связь, и это обстоятельство требует от МАГАТЭ проведения дальнейшего анализа.
Выводы
У МАГАТЭ по-прежнему сохраняются вопросы, связанные с обнаружением урановых частиц в Дайр-Альзуре, спутниковыми фотографиями, имеющимися в распоряжении агентства, а также с определённой закупочной деятельностью сирийских фирм.
Информация, передающаяся Сирией, не в полной мере подтверждает утверждения сирийской стороны по мирному характеру объекта в Дайр-Альзуре. По этой причине, от Сирии требуется быть более склонной к сотрудничеству и проявлять больше транспарентности.
Частицы природного урана, найденные на MNSR, не соответствуют типам ядерных материалов, перечисленных в сирийских декларациях. Происхождение и причины появления этих частиц, равно как и частиц, найденных в Дайр-Альзуре, должно быть понято агентством в ходе дальнейшего расследования.
МАГАТЭ призывает Сирию, Израиль и все заинтересованные страны к сотрудничеству в рамках расследования ситуации вокруг Дайр-Альзура. Выпуск докладов по сирийской проблематике продолжится.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 16.06.2009
Темы: Нераспространение, МАГАТЭ, Азия, Сирия