Атомная карьера мадам Ловержон поставлена под угрозу

За последние месяцы группа AREVA потерпела ряд болезненных неудач. Не приведёт ли это к кадровым перестановкам внутри французской атомной отрасли и удержится ли на своём месте президент группы Анн Ловержон, задаётся вопросом The Economist.

Нужно отдать должное мадам Ловержон в том, что она немало сделала для атомной энергетики во Франции. В 1999 году она возглавила компанию COGEMA, отвечающую за добычу урана и переработку ОЯТ. Отношение к мирному атому в то время было настолько плохим, что даже некоторые из сотрудников этой компании демонстративно увольнялись и переходили в другие сектора экономики.

Один из друзей Ловержон предупреждал её тогда, что она совершает профессиональное самоубийство. Но она всё-таки взялась за трудную работу по возвращению атомной энергетики в XXI век.

В 2001 году после слияния COGEMA и "Framatome" родилась группа AREVA. От объединённой компании добивались закрытия производственных мощностей, предназначавшихся для выпуска оборудования для АЭС, но Ловержон встала "одна против всех" и сохранила заводы для атомщиков. Правильность этого решения была понята спустя некоторое время, когда AREVA приступила к ядерной экспансии в буквальном смысле по всему миру.

Но сегодня позиции мадам Ловержон пошатнулись. Против неё работают два аргумента. Флагман реакторного флота французов - EPR-1600 - терпит неудачу за неудачей на финской площадке. Сроки строительства блока "Олкилуото-3" неоднократно переносились, а первоначальные сметы давно перерасходованы, что оборачивается для группы колоссальными убытками.

Аргумент номер два - разрыв альянса с германским "Сименсом". Мадам Ловержон находилась в жёсткой оппозиции планам Парижа по слиянию группы с французским турбинным гигантом "Alstom" по той причине, что это может здорово разозлить немецких партнёров. И тем неожиданнее для неё стало январское извещение, полученное от "Сименса", о выходе германской фирмы из альянса.

Впрочем, так ли уж неожиданно? "Она (Ловержон) разыгрывала карту "Сименса" в своей борьбе с французским правительством, но при этом относилась к "Сименсу" очень плохо", - утверждает источник, хорошо знакомый с ситуацией. В группе AREVA, естественно, все обвинения в свой адрес отвергают и называют "истинной" причиной разрыва сложности во франко-германских дипломатических отношениях.

Парадоксально, но сегодняшние беды Ловержон могут быть следствием её же недавних побед при консолидации власти внутри группы.

У мадам Ловержон есть неплохая подготовка как политика - в конце концов, она служила когда-то помощником президента Франсуа Миттерана. Во многом с её подачи, основным акционером AREVA был в своё время избран комиссариат по атомной энергии, и это дало ей большую свободу рук, чем если бы группа принадлежала бы частным инвесторам. Но теперь все неудачи группы напрямую бьют по имиджу французского правительства, и в Париже обеспокоены возможными новыми "сюрпризами" от атомного гиганта.

30 апреля 2009 года правительство назначило нового председателя наблюдательного совета AREVA. Им стал Жан-Сирил Спинетта, опытный ветеран авиационного бизнеса. От него ожидают установления более жёсткого контроля за действиями мадам Ловержон.

Карьера Спинеты в целом напоминает карьеру Ловержон. Они оба пришли в бизнес с государственной службы, и оба начинали как политики левого толка. Но такая общность интересов может стать опаснейшей угрозой для Ловержон - теперь, если Спинетта будет настаивать на отставке "атомной Анны", последняя не сможет обвинить его в том, что он преследует её по политическим мотивам.

Впрочем, живучести Ловержон могут позавидовать десятки и сотни её коллег. Народная молва отправляла главу AREVA в отставку в 2006 году - результат, как говорится, налицо. Но на этот раз, даже если Ловержон удержится в кресле, ей придётся пойти на значительные уступки.

Группе AREVA требуется много денег - если точнее, то порядка 12 млрд евро дополнительного финансирования на ближайшие четыре года. Средства нужны как для претворения в жизнь планов по развитию группы, так и для латания дыр, образовавшихся после ухода "Сименса".

Откуда могут прийти эти деньги? Слияние с "Alstom" в ближайшей перспективе мало реально, так как турбинисты вряд ли смогут позволить себе это. Правительство настаивает на том, чтобы AREVA вернула "Alstom" диспетчерское подразделение "AREVA T&D", контролирующее магистральные и распределительные сети. По иронии судьбы, это подразделение было выкуплено атомщиками у всё того же "Alstom" в 2004 году за 950 млн евро - это было сделано для того, чтобы спасти турбинистов от краха.

Мадам Ловержон выступает против обратной продажи, несмотря на то, что цена "T&D" достигает сейчас 5 млрд евро, так как считает, что наличие в составе группы диспетчерской компании помогает продажам ядерных реакторов. Решать судьбу подразделения теперь будет Николя Саркози - интересно, что именно он одобрил сделку 2004 года в бытность министром финансов Франции.

Никто не ставит под сомнение заслуги Ловержон перед французской атомной энергетикой. Французское общество спокойно восприняло новости о планах по строительству ещё одного блока с EPR-1600 в дополнение к "Фламанвиллю-3", и этому в немалой степени способствовала личность президента группы AREVA. Как известно, женщины являются самыми яростными противниками атомной энергии, но с приходом женщин на традиционно мужские директорские места в атомных компаниях, их оппозиция начинает ослабевать.

Потенциальный уход Ловержон вызовет глухой ропот у заказчиков ядерных реакторов и заставит их вернуться к пересчёту возможных экономических выгод от строительства АЭС. Вне сомнения, в лице Ловержон европейские атомщики потеряют одного из своих лидеров. Но она ещё может остаться - конечно, в том случае, если она правильно раскладывает свои карты.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 12.05.2009

Темы: Франция, AREVA


Rambler's Top100