Россия на высшем уровне предложила мировому сообществу принять новый документ, носящий длинное название "Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы)".
В пояснениях, которые сделал для журналистов помощник российского президента господин Дворкович, говорится, что в новом документе описаны принципы энергетического сотрудничества, элементы соглашения о транзите энергоносителей и перечень энергоносителей, предлагаемых к включению в новые международные правовые акты.
Россия настроена серьёзно и предлагает подписать новые основополагающие международные договора, чтобы раз и навсегда покончить с конфликтами в энергетической сфере. В Кремле не скрывают, что подтолкнул их к этому газовый кризис зимой этого года, когда спор экономических субъектов в России и Украине вылился в прекращение транзита российского газа в Европу.
Адресат №1 российского послания - Евросоюз. Москва призывает его отказаться от устаревшей Энергетической хартии, которую, кстати, Россия так и не стала ратифицировать, и адаптировать международное право к реалиям современности. К новому энергетическому пакту, по замыслу россиян, должны присоединиться и другие ключевые страны, ранее остававшиеся за бортом хартии - США, Канада, Китай, Индия и Норвегия.
Отдельным пунктом в российском проекте проходят ядерные материалы. "К сожалению, любой вопрос в этой сфере сегодня в Европе решается на основе отдельных договорённостей, не подчиняется принципам Энергетической хартии", - считает господин Дворкович.
Поставка российской урановой продукции и услуг в страны Европы превратился в больной вопрос для Москвы. В июне 1994 года Евросоюз принял тайную "Декларацию Корфу" - настолько тайную, что едва ли не целое десятилетие сам факт её существования категорически отрицался в европейских столицах.
Декларация Корфу имела целью защитить европейских производителей - в первую очередь, обогатительные компании - от наплыва продукции из-за рубежа. Доля европейских поставщиков обогащённого урана в Евросоюзе должна была составлять не менее 80%.
Главным пострадавшим от принятия декларации стала Россия. Американские атомщики сами импортируют ЕРРы из-за рубежа и о рынках Европы не могут и мечтать. До поры до времени россияне с декларацией мирились, так как она фиксировала своего рода статус-кво. Но Евросоюз активно расширялся на восток, и в сферу действия дискриминационного документа начали попадать государства, традиционно закупавшие ядерное топливо в России.
Секретность декларации обуславливает её главную слабость - это некий концептуальный документ, мало приспособленный для создания реальных законодательных и юридических барьеров против российской продукции. Первыми выгодные для себя бреши в декларации обнаружили французы, затем к ним присоединились новички Евросоюза.
На сегодняшний день декларация Корфу превратилась в фикцию. Доля россиян на европейском рынке урановой продукции давно превысила размеры квоты и достигает, по разным оценкам, от 30 до 50%. Москве предлагают не беспокоиться - раз де-факто основные принципы декларации уже нарушены, то стоит ли добиваться её отмены де-юре?
Но работать в Европе из-под полы российские атомные компании больше не хотят. Это вносит в урановый бизнес слишком большую нервозность и делает его зависимым от настроения политиков - сегодня они закрывают глаза на нарушения декларации, но завтра могут по каким-то своим причинам "проявить принципиальность" и запретить исполнение ряда контрактов с россиянами.
Предложений о том, как эффективнее всего покончить с европейским урановым протекционизмом, хватает. Например, по одному из сценариев россияне и европейцы могли бы обменяться акциями атомных предприятий. Есть и другие идеи, в том числе, по транспарентности инвестиций и созданию режима неограниченного доступа на рынки урана от французского Бреста до российского Петропавловска-Камчатского.
Помочь в этом важном деле может новая энергетическая инициатива, о которой рассказывал господин Дворкович. Россия своё видение международного энергетического сотрудничества в XXI веке изложила, и теперь мяч на стороне поля Евросоюза.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 24.04.2009