Когда о выборах в МАГАТЭ ещё только стало известно и когда только появились первые претенденты на кресло генерального директора, опытный и осведомлённый инсайдер, знающий кухню агентства изнутри, со всей уверенностью сказал электронному изданию AtomInfo.Ru - ни Амано, ни Минти в победителях не бывать.
Прошли месяцы, и всё вышло ровно по прогнозу. Двухдневная сессия совета управляющих МАГАТЭ, прошедшая в Вене в конце той недели, не смогла определиться, кому же из двоих дипломатов можно доверить руководство всемирной атомной организацией на ближайшие четыре года.
За пост главы МАГАТЭ боролись Абдул Самад Минти (ЮАР) и Юкия Амано (Япония). Оба претендента - кадровые дипломаты, занимавшие на момент выборов должности постоянных представителей своих государств при агентстве. До начала выборов Амано считался фаворитом, но в конечном итоге ему не хватило для победы двух голосов.
В совет управляющих МАГАТЭ входят 35 стран. Это политический орган агентства. Важные решения, к числу которых относится и выбор гендиректора МАГАТЭ, принимаются в совете абсолютным большинством от общего числа проголосовавших (без учёта воздержавшихся). При отсутствии воздержавшихся и не принявших участия в голосовании, абсолютным большинством считается 24 голоса.
Борьбу между сторонниками Минти и Амано в МАГАТЭ поспешили окрестить схваткой бедных и богатых. И это абсолютно верное сравнение.
Минти, харизматический борец с апартеидом из Южной Африки, собирался защищать страны третьего мира от введения новых препон на пути их ядерных программ. Скромный технократ Амано, напротив, постоянно подчёркивал своё желание дистанционироваться от политических споров и делать ровно то, что МАГАТЭ положено по уставу - инспектировать, оказывать помощь государствам и регионам в развитии, и т.д. и т.п.
Справедливости ради, ни одна из двух предложенных предвыборных программ большого впечатления на совет управляющих не произвела. Собравшиеся в Вене недовольно шутили, что идеальный кандидат получился бы при слиянии Амано и Минти воедино.
Не на пользу кандидатам послужила и их национальная принадлежность. Южная Африка не так давно обладала ядерным оружием, а свернув и уничтожив свою военную программу, не позволила мировому сообществу расследовать все обстоятельства, приведшие к созданию африканской бомбы. Что до Японии, то за её гражданами, занимающими посты в международных организациях, наблюдается неприятная особенность - они остаются слишком зависимыми от японского МИД.
После неудачи выборов, совет управляющих объявил о начале новой кампании. У потенциальных кандидатов есть четыре недели, чтобы объявить о своих претензиях на должность гендиректора. Уже известно, что Амано предпримет вторую попытку взойти на атомный Олимп, а вот Минти пока остаётся в раздумьях.
Велика вероятность появления третьего, компромиссного кандидата, и, скорее всего, он окажется родом из Латинской Америки. Здесь без лишней патетики начинается ядерный ренессанс - входят в строй обогатительные заводы, ведётся разведка на уран, готовятся площадки для атомных блоков. Но согласятся ли с появлением латиноамериканца во главе МАГАТЭ главные спонсоры агентства - Соединённые Штаты? Ответ на этот вопрос мир узнает через четыре недели.
ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, AtomInfo.Ru
ДАТА: 30.03.2009
Темы: МАГАТЭ