Исход великой битвы за наследие Мохаммада Эльбарадея может повлиять на ситуацию вокруг ядерной программы Ирана и сказаться на всеобщих усилиях по ядерному разоружению - по крайней мере, на ближайшие четыре года, пишет Лос-Анжелес Таймс.
Абдул Самад Минти из ЮАР и японец Юкия Амано являются главными претендентами на пост генерального директора МАГАТЭ, освобождающийся в конце этого года в связи с уходом в отставку Эльбарадея. Кто возглавит атомное агентство, решится на специальной сессии совета управляющих, которая пройдёт за закрытыми дверями в Вене 26-27 марта 2009 года.
Трудно представить себе двух более непохожих людей, чем Минти и Амано, когда речь заходит о контроле за ядерным оружием и развитии атомной энергетики. Их дебаты в точности повторяют споры между Западом, считающим, что контроль за ядерным оружием должен означать борьбу с его появлением у развивающихся наций, и Югом и Востоком, где больше говорят об обязательствах ядерных держав по уничтожению своих атомных арсеналов.
Опытный и харизматический дипломат Минти считается фаворитом третьего мира. Многие развивающиеся страны с симпатией относятся к ядерным амбициям Ирана и с большим подозрением воспринимают попытки Запада перекрыть им доступ к ядерным технологиям.
Неброский технократ Амано рассчитывает на голоса западного блока. Он обещает ограничить деятельность агентства техническими функциями и отказаться от практики дипломатического посредничества, с успехом применявшейся Эльбарадеем и Хансом Бликсом.
"Великим генеральным директором МАГАТЭ станет тот, кто обладает искусством правильно лавировать в политике, обеспечивая, тем самым, возможность для агентства исполнять его техническую миссию. Я считаю, что Эльбарадей потерял чувство меры. Его речи теперь затрагивают темы, далёкие от мандата МАГАТЭ - от систем ПРО для мирного процесса на Ближнем Востоке", - говорит американский эксперт-нераспространенец Джеффри Льюис.
"Та политическая роль, которую агентство взяло на себя, не пошла ему на пользу. От него требовалось всего лишь сообщать о нарушениях (режима нераспространения), но оно пытается играть политическую роль, и я не думаю, что это нужно", - присоединяется к своему коллеге американка Валери Линси.
Соединённые Штаты намерены проголосовать на сессии за кандидатуру Амано. Как пояснил изданию американский чиновник на условиях сохранения анонимности, такой выбор обусловлен давними партнёрскими отношениями, существующими между США и Японией. Но даже в рядах американцев слышны сомнения в том, что Амано станет хорошим руководителем МАГАТЭ.
"Мы опасаемся, что он будет подчиняться приказам из японского МИД вместо того, чтобы стать независимым лидером международной организации", - признаётся один из чиновников администрации США.
У противников Амано есть и другие аргументы. В конце концов, для такой организации как МАГАТЭ очень важно иметь во главе харизматическую фигуру, настоящего лидера.
Мохаммад Эльбарадей превратил атомное агентство в одно из важнейших международных организаций, и при его правлении МАГАТЭ по праву было удостоено Нобелевской премии мира. По своему влиянию, глава МАГАТЭ теперь занимает в структуре ООН второе место, уступая только генеральному секретарю.
"МАГАТЭ - это не только цепной пёс, посаженный следить за соблюдением ДНЯО. Это настоящий страж и защитник мирового атомного порядка. Кто ещё, помимо МАГАТЭ, обладает такими мандатом и компетенцией для того, чтобы задавать вопросы и анализировать полученные ответы с целью минимизировать риски от ядерного оружия и максимизировать преимущества мирного применения атомной энергии?" - спрашивает Грэхем Аллисон, директор центра "Белфер" при гарвардском университете.
Ни Амано, ни Минти не собрали пока требуемого большинства в свою пользу. По этой причине эксперты не собираются исключать возможность появления на мартовской сессии совета управляющих МАГАТЭ тёмной лошадки - третьего, пока ещё никому не известного кандидата, резюмирует "Лос-Анжелес Таймс".
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 18.03.2009
Темы: МАГАТЭ