Финская генерирующая компания TVO - владелец АЭС "Олкилуото" - произнесла на днях вслух то, о чём несколько месяцев не решались говорить ни в Париже, ни в Хельсинки. Отставание от графика строительства третьего энергоблока этой станции продолжает углубляться и расширяться. Оно (отставание) достигло уже отметки двух лет, и это ещё не предел.
"Задержки при проведении строительных работ, а также при производстве основного оборудования, сказались на общем графике. Исходя из текущего положения дел, поставщик предложил теперь новый график… и "Олкилуото-3" войдёт в строй не ранее 2010-2011 годов", - объявил журналистам Мартин Ландтман, старший вице-президент TVO.
Поставщик технологий нового и перспективного реактора EPR-1600 "почти третьего" поколения - французская группа AREVA - не торопится подтверждать или опровергать эту информацию. Французская государственная атомная структура-монополист участвует сегодня или планирует принять участие едва ли не во всех тендерах на строительство АЭС по всему миру. Поэтому в Париже предпочитают не замечать те новости, что не вписываются в "генеральную линию" французской "ядерной партии", подрывая репутацию группы AREVA.
АСЭ-AREVA 5:0
Группа AREVA появилась на свет 3 сентября 2001 года путём слияния крупнейших французских атомных компаний, в том числе, "Framatome ANP" и топливной корпорации "COGEMA".
В первом пресс-релизе новорожденного гиганта говорилось следующее:
Название новой группы и на самом деле оказалось "простым и запоминающимся". А вот со второй частью пресс-релиза вышла промашка. В условиях газовой паузы рассуждать о некоем "мировом лидерстве" в атомной энергетике было бы несколько несподручно. Особенно на фоне того, что другая атомная компания, имя которой до сих пор заставляет ломаться языки всех народов мира, имела в тот момент пять заказов на строительство атомных энергоблоков за рубежом - против чистого нуля у новоявленных "лидеров" из Франции. Первой задачей, поставленной перед группой AREVA её акционерами и владельцами, стало требование "размочить" позорный счёт 5:0 в непубличном - но не становящимся от этого менее жёстким - споре с конкурентами из российского "Атомстройэкспорта". И буквально через четыре месяца удобную возможность для этого предоставило правительство Финляндии, объявив тендер на пятый атомный энергоблок.
Финское Бородино
В 2002-2003 годах группе AREVA повезло дважды. Первый - после решения финского правительства о строительстве нового атомного блока. Второй - после того, как акции "Атомстройэкспорта" потекли в карман российского олигарха из второй сотни "списка Примакова" Кахи Бендукидзе.
"Вы хотите знать, что тогда происходило? Отвечу буквально одним предложением: вся Европа встала против Бендукидзе. Частная российская компания осталась без правительственной поддержки и оказалась один на один с французским государственным монстром, на стороне которого играли немцы и прочие еврограждане", - говорит один из российских экспертов, наблюдавший за финским тендером с западной стороны.
При прочих равных условиях, счёт 5:1 легко бы мог превратиться в 6:0. Гипотетические преимущества "бумажного" реактора EPR-1600 нивелировались реальностью существования российского атомного проекта ВВЭР-1000. Проблемы в Бушере и Тяньване в те времена ещё не всплывали на поверхность, и в Москве готовились к скорейшему вводу в строй иранского и двух китайских блоков. "Атомстройэкспорту" не хватило тогда всего ничего - мудрости руководства и толики государственной поддержки.
Поле боя в Финляндии осталось за группой AREVA, но точно так же, как и после Бородино, ощущения исторически важной виктории у французов не появилось. Более того, по прошествию времени атомной группе стали задавать всё новые и новые вопросы, связанные с некоторыми обстоятельствами её "победы".
Оказывается, финская служба атомнадзора (STUK) потратила на рассмотрение и лицензирование проекта энергоблока с реактором EPR-1600 всего-навсего 13 месяцев. Стахановские темпы труда работников регулирующего органа привлекли внимание вездесущих экологистов. В сентябре 2005 года "зелёные" организации Финляндии опубликовали доклад, в котором EPR-1600 был назван "недостаточно безопасным", а решение о его строительстве характеризовалось, как "принятое под давлением извне".
"Мы очень удивлены этим обстоятельством. Финляндия ограничилась годичным рассмотрением нового проекта, в то время как намного более опытному американскому атомнадзору требуется для этого порядка 7-8 лет", - сказал тогда эколог Джон Лардж, один из авторов критического доклада по "Олкилуото-3". По мнению его коллег, на атомнадзор Финляндии оказывалось политическое и экономическое давление со стороны авторов проекта - группы AREVA и германского концерна "Сименс".
Французские атомщики любят подчёркивать, что Финляндия согласилась разместить у себя блок с реактором EPR-1600, не требуя для него референции. Это, по мнению Парижа, доказывает степень доверия инозаказчика к технологиям группы AREVA. С такой трактовкой можно, однако, и поспорить. Не исключено, что более справедливым окажется иной тезис - французское правительство не стало давать лицензию на жизнь реакторам EPR-1600 до тех пор, пока подобный аппарат не появится где-то за пределами Франции. И ход строительства "Олкилуото-3" заставляет предположить верность второго, а не первого варианта.
В малоизвестном и не рассчитанном на широкую публику интервью представителя группы AREVA в США Тома Кристофера даются предельно жёсткие в своей откровенности оценки работ на финской площадке: "Этот блок был продан тогда, когда финальный проект был готов только на 25-30%. Мы находимся в таком режиме, когда мы одновременно строим энергоблок, проходим лицензирование и завершаем проектирование… Урок, который необходимо извлечь из строительства финского энергоблока, таков - не начинай строительство и не заключай контракт до того, как ты завершишь проектирование".
Свои уроки из случившегося в Финляндии извлекли и в Пекине. Группа AREVA прочно стала "на проигрыш" в тендере на четыре энергоблока в южных китайских провинциях, несмотря на все свои давние и прочные связи с партийной и энергетической элитой КНР.
Медвежья грация
Если исходить из внешних признаков, то самомнение группы AREVA нисколько не пострадало от неудач на Олкилуото. Напротив, интенсивность рекламной кампании в интересах французского атомного монстра растёт не по дням, а по часам. Включённая лампочка (логотип группы) неизменно возникает там, где задумываются о новых АЭС.
Впрочем, грация у французской лампочки воистину медвежья. Буквально в каждом государстве пиарщики AREVA ухитряются наступить на местные больные мозоли.
"Я считаю просто возмутительным то, что французы набрались наглости прийти с предложением по строительству атомного реактора в Австралии после всего, что они натворили в нашем регионе", - говорит, например, исполнительный директор "Гринпис-Австралия" Стив Шаллхорн.
И это не пустые слова. 10 июля 1985 года французские правительственные агенты из службы военной разведки DGSE подорвали в новозеландском порту Окленд судно экологистов "Rainbow Warrior". При этом погиб фотограф и активист движения "Гринпис" Фернандо Перейра.
Имя агента, осуществившего операцию, было названо лишь в сентябре 2006 года - лейтенант Жерар Руаяль. По злой иронии судьбы, его сестра Сеголен Руаяль сегодня баллотируется на пост президента Франции, входит в социалистическую партию и не любит атомную энергетику.
Потопление "Rainbow Warrior" было прямо связано с деятельностью комиссариата по атомной энергии Франции - главного держателя акций группы AREVA. В те годы, военная дирекция комиссариата проводила на атолле Муруроа (Французская Полинезия) испытания зарядов, предназначавшихся для использования в БЧ баллистических ракет класса M4. Против новых взрывов на многострадальном атолле протестовали экологические и антивоенные организации, одной из которых и принадлежало погибшее судно.
Стоит ли сомневаться, что нынешнее желание AREVA "помочь" австралийцам в создании собственной атомной энергетики вызвало на Зелёном континенте искреннее негодование? "Со всем уважением к нашим друзьям из Франции, мы будем очень обеспокоены любым участием группы AREVA в атомной отрасли Австралии, помня о тех ядерных испытаниях, что проводились французами в Тихом океане", - предупредил французских атомщиков Энтон Албаниз, курирующий экологическую сферу в теневом кабинете Австралии.
Не меньшую бестактность самопровозглашённый "мировой лидер в атомной энергетике" проявил и в Канаде, приступив там к зондированию почвы на предмет покупки корпорации AECL.
Королевская корпорация, на минуточку, составляет для Канады предмет национальной гордости. AECL удалось пойти своим самобытным канадским путём и создать экономически эффективные и конкурентоспособные тяжёловодные реакторы CANDU. Все прочие энергоблоки с D2O по всему миру или напрямую куплены у Канады, или представляют собой клоны канадских технологий. Предложение продать прямым конкурентам - прямым, ибо AREVA намерена отобрать у AECL заказы даже в провинции Онтарио! - создававшееся десятилетиями национальное достояние вызвало у канадцев плохо скрываемое недовольство.
Французская группа ухитрилась чуть было не отметиться в дурном смысле и на российском рынке. Во времена прежнего руководства Минатома/Росатома, в Париже готовили для россиян "щедрое партнёрское предложение" - свернуть программу создания реактора ВВЭР-1500 и перейти на закупки блоков с EPR-1600. Смена команды, случившаяся в российском атомном ведомстве, и принятие в нашей стране атомной ФЦП поставили на этих планах жирный крест.
Партнёрство с "фигой в кармане"
Интересно, что об опасности для России оказаться в зависимости от французских атомных технологий публично предупреждал бывший глава Минатома Евгений Адамов. Через несколько дней после появления статьи отставного министра в газете "Известия", последовал его неожиданный арест в Швейцарии. Вполне возможно, что методы, применявшиеся против "Rainbow Warrior", дожили и до нашего времени.
Беленский тендер в Болгарии, казалось бы, положил конец вражде и соперничеству между атомщиками России и Франции. Группа AREVA вошла в альянс с российским "Атомстройэкспортом", получив свою немалую долю заказов на строительстве новой двухблочной АЭС. Французские дипломаты исправно посещают все презентационные мероприятия, посвящённые новой станции, и помогают россиянам придавать беленскому проекту европейский лоск. Последнее очень важно для России, ведь европеизация реакторов ВВЭР-1000 может стать в будущем необходимым условием для получения новых заказов на эту технологию в государствах Восточной Европы.
К сожалению, умилительной эта картина российско-французской дружбы выглядит только со стороны, а отношения группы AREVA с Росатомом так и хочется назвать "партнёрством с фигой в кармане". В июле 2006 года болгарская газета "Вестник Капитал" предупредила: у Софии появился новый фаворит - группа AREVA. В начале лета этого года министр экономики и энергетики Болгарии Румен Овчаров поднял в Париже вопрос о возможном участии AREVA в достройке АЭС "Белене".
Группа AREVA была готова пойти на беленские торги в качестве самостоятельного игрока и конкурента россиян. Конечно, это произошло бы только тогда, если в Софии рискнули бы поставить на кон свою деловую репутацию и прервать ранее объявленный тендер, стартовав вместо него новое состязание на принципиально иных условиях.
О том, насколько реальной была опасность подобного поворота событий, косвенно свидетельствуют слова посла Российской Федерации в Софии Анатолия Потапова, сказанные им в августе 2006 года - если у Москвы сложится впечатление, что аргументы за прекращение текущего тендера носят политический характер, то Россия выскажет своё недоумение, отметил дипломат.
Сегодня можно сказать открыто - Россия была готова к тому, что её "союзники" из группы AREVA пойдут на сепаратные переговоры по строительству АЭС "Белене" с болгарской стороной. Более того, в Москве заранее предполагали, что такие переговоры окажутся неудачными. Причина проста - французская группа просто не готова строить атомные энергоблоки по той цене, которую предлагает Москва.
Тем не менее, всё хорошо, что хорошо кончается. Российский "Атомстройэкспорт" и французская группа готовы вместе сооружать вторую болгарскую АЭС, а все недоразумения между Москвой и Парижем выглядят сегодня решёнными.
А в это время в далёкой Индии в местной прессе публикуются всё новые и новые статьи, доказывающие лидерство атомных технологий группы AREVA. А над площадкой в Куданкуламе, на которой Росатом планирует получить ещё несколько заказов на новые блоки, продолжают сгущаться тучи. По странному совпадению, неправительственные и, естественно, "независимые" организации штата Тамил-Наду именно сейчас стали испытывать острый приступ беспокойства в связи с недостаточным уровнем надёжности и безопасности российских реакторов.
ИСТОЧНИК: IranAtom.Ru, Владимир Рычин