Наше издание периодически обращается к проблематике ядерного образования, и это неудивительно. Но подготовка специалистов для атомной отрасли не может существовать в отрыве от общероссийской образовательной системы. Мы публикуем "взгляд из пределов отрасли" на положение дел в российском образовании, который подготовил Анатолий Николаевич АКИМОВ (Московский государственный технологический университет "Станкин").
Тема текущего состояния и модернизации отечественного образования на сегодняшний день является одной из самых востребованных и, действительно, активно, широко и заинтересованно обсуждаемых: она регулярно поднимается в центральных и региональных СМИ, практически не сходит со страниц специализированных научных изданий, широко дискутируется на многочисленных конференциях, семинарах, "круглых столах", в блогах в сети Интернет и т.д.
Перманентный интерес к данной проблеме со стороны научного и образовательного сообществ, а также простых российских граждан, на наш взгляд, вполне понятен и обусловлен, прежде всего, той исключительной ролью, которую образование играет в жизни современного социума, теми надеждами, которые с ним связывают в решении общечеловеческих проблем (различные природные катаклизмы и техногенные катастрофы, вызванные непродуманной деятельностью человека, терроризм, наркомания, оружие массового поражения, межрелигиозные столкновения и т.д.).
Будучи одной из наиболее важных жизненных ценностей, приоритетным фактором социального и экономического развития, а также условием сохранения стабильности и устойчивого развития всего общества, образование сегодня становится ключевым элементом глобальной конкуренции. Причём и дальше значение образования в современном мире с учётом существующих глобальных тенденций будет возрастать, поскольку именно образование становится ведущим средством успешного продвижения государств на высококонкурентных глобальных рынках труда и новейших технологий и превращается в один из центральных элементов их геополитики и экономической стратегии.
В современных условиях роль образования как стратегического ресурса развития приобретает особое значение, так как именно благодаря ему во многом обеспечивается успешное, динамичное и гармоничное развитие общества.
В частности, эта идея прослеживается в подписанном в июле 2006 года участниками саммита "группы восьми" (G-8) в Санкт-Петербурге итоговом документе "Образование для инновационных обществ в XXI веке", в котором отмечено, что "образование составляет основу прогресса человечества. Социально-экономическое процветание в XXI веке зависит от способностей стран обеспечивать образование всех членов общества, с тем, чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире" [1].
Наряду с указанными выше причинами, интерес к теме модернизации образования поддерживается теми системными мерами, которые российское государство в рамках выработки и реализации государственной политики в области образования в последнее время активно принимает для возрождения и дальнейшего развития данной сферы.
Причём предлагается и делается в этом направлении действительно немало. И не всё из того, что предлагается, находит адекватное понимание и поддержку, как в профессиональном сообществе, так и в обществе в целом.
Не лишним будет напомнить, что проблема соотношения образования и власти остаётся актуальной с момента своей первичной постановки ещё Платоном и на протяжении столетий принадлежит к числу фундаментальных источников, обусловливающих изменения и того и другого. Более того, можно сказать, что именно соотношение между образованием и властью являлось на протяжении последних двух тысячелетий ключом к пониманию развития культур и цивилизаций [2].
При этом можно отметить, что применительно к российской действительности, где власть воспринимается как самодовлеющее, всепроникающее и жестокое первоначало, характерен известный "правовой нигилизм" общества, рассчитывающего не столько на те или иные правовые процедуры, сколько на явное или тайное вмешательство Первого Лица [3].
В подтверждение этого, все значимые новации в сфере российского образования неразрывно связаны с инициативами и реальной поддержкой главы государства: именно так было и с приоритетным национальным проектом "Образование", и с его новыми, появившимися уже в ходе реализации, направлениями по поддержке учреждений начального и среднего профессионального образования, школьного питания, и недавней президентской инициативой "Наша новая школа".
В этой связи примечательно и даже в какой-то степени символично, что первым указом первого российского Президента был Указ "О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации" [4], а одним из первых документов, подписанных действующим Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в день его инаугурации, 7 мая 2008 года, стал Указ "О федеральных университетах". [5]
Констатируемый сегодня кризис образования, его отставание от темпов развития современного общества, неспособность идти в ногу со временем - это, отнюдь, не проявление современных отечественных реалий, это скорее его врождённая мировая особенность. И именно её подчёркивает А.П.Огурцов, когда пишет: "В истории не было ни одного периода, когда общество было бы довольно своей системой образования" [6]. Более того, "претензии к существующей системе образования всегда и для всех были общим местом. Нет страны и нет времени, которые бы характеризовались благостным отношением к этому вопросу" [7].
Таким образом, состояние дел в сфере российского образования в последнее время постоянно находится в фокусе пристального внимания высшего руководства страны, о чём регулярно говорится в ежегодных посланиях главы государства Федеральному Собранию, на заседаниях Госсовета, советов при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, а также по науке, технологиям и образованию.
Различные аспекты модернизации отечественного образования постоянно поднимаются в палатах Федерального Собрания и на заседаниях Правительства Российской Федерации и сегодня уже нет такой серьёзной политической партии или чиновника высшего ранга, которые бы не говорили о необходимости и важности модернизации образования.
В своём недавнем послании Федеральному Собранию Д.А.Медведев прямо указал на необходимость возрождения российской образовательной системы и в дополнение к ранее озвученной им концепции четырёх "и" - институты, инвестиции, инфраструктура и инновации, развитие которых должно привести Россию к вхождению в 2020 году в пятёрку крупнейших мировых экономик, добавил пятую составляющую - интеллект [8], развитие которого также неразрывно связано с образованием.
Именно понимание того, что настоящий и будущий уровень развития экономики, когда основным ресурсом становится человеческий капитал, когда развитие каждого человека является и основной целью, определяющей индивидуальный успех, и необходимым условием прогресса всего современного общества, требует достижения совершенно нового, соответствующего современным реалиям качества образования, ещё в 2005 году инициировало появление приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО).
Наряду с другими заявленными руководством российского государства направлениями инвестиций в человека, в повышение качества жизни россиян его реализация стала настоящим катализатором системных изменений и обеспечила реальный подъём в данной сфере, заложивший основу для дальнейшего продвижения по пути реформ и позволивший сформировать каркас современной модели российского образования, а также предпосылки к её внедрению.
С целью поддержать наметившиеся в ходе реализации ПНПО позитивные тенденции Министерством образования и науки Российской Федерации по результатам прошедшего 13 сентября 2007 года в г. Белгороде Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике была организована целенаправленная работа по формированию такой современной модели образования, которая бы задавала его облик на ближайшие десятилетия.
Результаты этой работы были представлены профессиональному сообществу для широкого обсуждения в рамках августовских педагогических совещаний работников образования [9]. А уже в конце сентября 2008 года Минобрнауки России направило в Правительство Российской Федерации проект подготовленной государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы", целью которой является внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования. Данная модель должна обеспечить достижение озвученной в проекте концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации стратегической цели государственной политики в области образования до 2020 года - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.
В результате прошедших обсуждений отмечаются следующие основные отличия указанных документов от тех стратегических и проектных разработок, которые делались в прошлый период.
Во-первых, логика развития образования сориентирована на потребителей образовательных услуг, на граждан России. Предлагаемая программой структура сети образовательных учреждений проектируется так, чтобы ни одна образовательная траектория не стала тупиковой. Система строится так, чтобы человек в любой момент мог обновить свои знания, "взять" тот или иной модуль, повысить квалификацию или пройти переподготовку. И всё это в дифференцированной сети школ, ступеней обучения, колледжей, федеральных и национальных исследовательских университетов при прямом стимулировании сектора дополнительного образования.
Во-вторых, в развитие и оценке качества образования, в формирование образовательных стандартов все активнее вовлекаются представители общественных организаций и российских предприятий-работодателей, что также в немалой степени было обусловлено механизмами реализации ПНПО. Логика общественного участия пронизывает все элементы представленного проекта образовательной программы.
И, наконец, в-третьих, началось заметное обновление управленческого корпуса системы образования. Полученный опыт проектирования позволит добиваться реальных, а не сформулированных лишь бы на бумаге изменений, гибко и быстро менять управленческие решения в зависимости от наличной ситуации, вовлекать практиков в обсуждение и реализацию общих замыслов.
В данном контексте для выработки максимально выверенных и обоснованных путей возможной модернизации сферы отечественного образования особую значимость приобретает чёткое понимание её современного состояния, природы происходящих в ней трансформационных процессов, их сути, причин и взаимосвязи с общемировыми тенденциями в данной сфере.
Выбранный страной курс инновационного развития, построения "экономики знаний", укрепления гражданственности и институтов гражданского общества нереален без дальнейшей модернизации отечественной системы образования, которая с точки зрения её адекватности сегодняшним и будущим потребностям общества, несмотря на имеющиеся позитивные сдвиги, пока ещё не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям, в том числе, доминирующему в современных условиях личностно-ориентированному, гуманистическому подходу к образованию.
Перечисленные обстоятельства являются мощным дополнительным стимулом для продолжения дальнейшей теоретической разработки данной темы, в том числе, в направлении поиска наиболее адекватных современным российским условиям путей и эффективных инструментов решения стоящих задач, повышает роль философского анализа и теоретического обоснования проводящихся в сфере отечественного образования модернизаций, в том числе разработки адекватных объективным социальным процессам приоритетных концепций, задающих дальнейшее направление реформ. От степени проработанности данных вопросов, их понятности и поддержки в обществе будет зависеть научный мировоззренческий уровень формируемой государством образовательной политики, стратегии и тактики развития образования, а, в конечном счёте, и тот результат, на который мы рассчитываем.
И даже разразившийся мировой финансовый кризис, со всеми его негативными проявлениями, такими, как спад производства, сворачивание многих научных и социальных программ и, как следствие, сокращение количества рабочих мест, не способен серьёзно повлиять на указанные выше роль и значение образования, а скорее наоборот будет способствовать дальнейшему повышению его статуса. Это связано с тем, что образование самым непосредственным образом связано с созданием условий, направленных на устранение причин, побудивших данный кризис, и преодолением вызванных им негативных последствий. Именно в таких условиях повышения востребовательности образовательных услуг, связанных с переподготовкой специалистов, потерявших работу или желающих открыть собственное дело в сфере малого бизнеса, наиболее рельефно должна раскрыться эффективность принципа "образование в течение всей жизни", а также способность людей идти на смену своей профессиональной деятельности.
В связи с неминуемыми сопровождающими экономический спад трудностями в трудоустройстве, прежде всего выпускников вузов, возможность продолжить обучение в магистратуре, поступление в интернатуру, ординатуру и аспирантуру способны смягчить растущую в обществе социальную напряжённость.
В рамках ПНПО довольно успешно развивалось направление по подготовке кадров, специалистов в учреждениях начального и среднего профобразования. И сегодня порядка 250 учреждений стали теми ресурсными центрами, на базе которых будет проводиться переподготовка или опережающая подготовка сотрудников, оставшихся без работы.
Список источников
[1] - Образование для инновационных обществ в XXI веке. Саммит "Группы восьми" // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. №9. 2006. С. 3.
[2] - Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура: Научная монография. М.: "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2008. С. 140.
[3] - Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура: Научная монография. М.: "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2008. С. 148.
[4] - Указ Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. "О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации" // Ведомости РСФСР. 1991. №31. ст. 1025; действует с изм. и доп.
[5] - Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. №716 "О федеральных университетах" http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=45754&PSC=1&PT=3&Page=1.
[6] - Образование в конце XX в. (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. - 1992. №9. С. 18.
[7] - Сабуров Е.Ф. Образование и ноосферная экономика // Общественные науки и современность. - 2003. - №4. С. 5.
[8] - Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. 2008. №230 (4787). 6 ноября. С. 3.
[9] - Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 08.05.2008 №03-946 "О рекомендациях по проведению августовских педагогических совещаний" // Вестник образования. 2008. №12. С.39-76.
ИСТОЧНИК: Анатолий Акимов
ДАТА: 25.01.2009
Темы: Образование