Михаил Мясникович: идеи без конкретики сейчас никому не нужны

80-летие Национальной академии наук, которое отмечают в эти дни белорусские ученые, стало не просто корпоративным торжеством. В Минск, чтобы поздравить коллег, а также провести переговоры, заключить контракты, приехали многие известные исследователи и специалисты из-за рубежа. В этой празднично-рабочей суматохе договориться о встрече с председателем президиума НАН, доктором экономических наук Михаилом МЯСНИКОВИЧЕМ было непросто. Но профессор все же выкроил для читателей "СБ" время. Наша сегодняшняя беседа - о прошлом, настоящем и, конечно, будущем белорусской науки. Ведь ученые, как известно, всегда стремятся заглянуть за горизонт...

Нам есть кем гордиться!

Михаил Владимирович, юбилей - хороший повод подвести итоги, вспомнить основные достижения. Какие события в истории нашей науки вы считаете знаковыми?

Их было немало. И некоторые в полной мере можно назвать эпохальными. Конечно, в первую очередь - торжественное открытие Белорусской академии наук, которое состоялось 1 января 1929 года.

Знаковым стал послевоенный период. В середине 50-х в белорусскую Академию наук переехали многие ученые с мировым именем. Эти люди заложили фундамент специализации белорусской науки в ХХ веке.

И еще одно важнейшее, узловое событие - I Съезд ученых, прошедший в ноябре 2007-го в Минске. На съезде присутствовали Президент, сотни международных гостей, тысячи делегатов. Решения, которые были приняты, - это своего рода стратегия для развития на десятилетия вперед.

В научной отрасли, как и в других сферах жизни, велика роль брэнда. Иногда приходится слышать: у нас, мол, таковых нет...

Самая раскрученная награда - конечно, Нобелевская премия. Думаю, мы имеем право гордиться тем, что высочайшее звание ее лауреата носит наш земляк Жорес Иванович Алферов. Но брэнд не обязательно принадлежит отдельному ученому. Своеобразным символом, создающим рекламу стране, может выступить и научная организация, научная школа, имеющая достижения мирового уровня.

Здесь нам тоже есть чем гордиться. Например, учеными Института физики им. Б.И.Степанова, которые впервые в мире обосновали возможность создания квантового компьютера на основе одиночных центров в алмазе. Крупные научные школы сформированы в области материаловедения и т.д. Перечислять можно долго. Наших ученых ценят, на их труды ссылаются, а это и есть, как вы говорите, брэнд и признание.

Проведем мостик в наше время. Как бы вы охарактеризовали Академию наук сегодня, в ХХI веке, когда одних исследований, в их чистом виде, уже недостаточно для успешного функционирования крупной научной организации?

Академия наук стала в полном смысле слова национальной. Значит, и задачи мы должны решать глобальные, жизненно важные для страны. Это исследования в космосе, биотехнологии, атомная энергетика, разработка новых материалов, развитие села, малых и средних городов, создание национальной инновационной системы. Сегодня мы фактически стали научно-производственной корпорацией. Судите сами: ученые Академии наук по Госпрограмме инновационного развития создают 24 инновационных объекта, по 174 ведут научное обеспечение. За 5 лет количество поданных заявок на патенты возросло более чем в два раза, число полученных патентов и свидетельств - в три раза, экспорт - более чем в пять раз... За этими сухими цифрами стоит ежедневная работа исследователей, конструкторов, инженеров.

На связи с миром

А можно ли нарисовать обобщенный портрет современного белорусского ученого?

Это достаточно многогранная личность. Эрудированный человек, который знает один-два европейских языка, на "ты" с новыми технологиями, в том числе коммуникационными. Но главное, у него налажены прочные доверительные контакты с зарубежными коллегами. Наука не может развиваться в замкнутом пространстве. Как воздух исследователю необходима дискуссия. Неспроста говорят: если ученого оставить одного в комнате, то через некоторое время он начнет спорить сам с собой.

Если серьезно, то доступ к мировым интеллектуальным ресурсам в наше время не блажь, а необходимость. Поэтому в расширении подобных контактов, увеличении количества стажировок, обменов, особенно для молодых сотрудников, я вижу одну из своих главных задач. Сейчас, к примеру, мы активизируем так называемый "безвалютный" обмен с Чехией, Францией. В эти страны выезжают наши ученые, принимающая сторона обеспечивает им жилье, выплату суточных. Подобные обязательства берет на себя и белорусская сторона.

Раньше на это бы сказали: так они же используют свой шанс, чтобы не вернуться! Не боитесь усиления утечки умов?

Всякое ограничение приводит к обратному эффекту. К тому же нам удалось справиться с этой когда-то весьма острой проблемой. Уже в 2005 году численность эмигрантов-ученых по сравнению с предыдущим годом сократилась вдвое. И положительная тенденция сохраняется. Во многом благодаря поддержке Главы государства: повышены доплаты за ученые степени, впервые установлены доплаты за ученые звания профессора и доцента. Растет и престиж науки среди молодежи. Численность молодых специалистов в Академии наук в последние годы значительно выросла. Зачем им уезжать из страны, рисковать?

Но я хотел бы акцентировать внимание вот на чем. Когда подписываешь договоры с коллегами из зарубежных стран, часто начинают сразу же выпытывать: а сколько они дадут денег? На сколько миллионов этот контракт? Подобный ход мыслей несколько устарел. Иерархия ценностей должна иметь следующую структуру: в первую очередь - научные обмены, научный контакт. Потом совместный проект. И, наконец, конечный овеществленный продукт. Не пройдя две первые стадии, мы не перейдем к третьей.

Спрос на идею

Вечная проблема, характерная для многих стран, заключается в том, что наука не востребована реальной экономикой. На нее, грубо говоря, нет спроса. Можно ли сказать, что в нашей стране этот комплекс наконец-то удалось преодолеть, а ученый стал нужен?

Не соглашусь, что эта проблема вечная. В мире есть много успешных примеров ее решения. Сегодня главная задача страны - создать эффективную национальную инновационную систему, ключевым элементом которой станет Академия наук. Да, наш заказчик - реальный сектор экономики - желает получать комплексную услугу. Научные идеи, за которыми нет конкретики, уже никому не нужны. Состоятельность научных идей надо доказывать на деле. Как сейчас говорят - коммерциализировать их, в том числе самим производить продукцию на базе результатов научных исследований. Вот главное ноу-хау организации научной и инновационной деятельности на современном этапе. Тогда и не будем слышать горестные возгласы некоторых ученых о невостребованности их знаний производством.

В "хит-параде" тем, волнующих мировое сообщество, значатся вопросы продовольственной, энергетической, теперь вот - экономической безопасности. Что может сделать наука для решения этих важнейших проблем?

Действительно, глобализация мировой экономики привела к глобализации проблем, которые возникают в самых разных сферах. Нашу стратегию в этих условиях я бы сформулировал так: с опорой на белорусскую науку, интеллектуальный потенциал народа использовать лучшие мировые достижения в технике, организации производства, управлении общественными процессами. Рассмотрим, к примеру, проблему продовольствия. Сейчас в академии создается 4 гибридно-селекционных центра. В ближайшие 5 лет намечено открыть 18 новейших сельскохозяйственных производств, запустить 14 инновационных технологий.

К слову, с этой темой тесно связана и другая - изменение климата. Пускай и зарубежные, и наши климатологи относятся к экологическим перестройкам неоднозначно, аграрно-промышленный комплекс должен быть готов к возможным переменам. Необходимо районировать и селекционировать новые сельскохозяйственные культуры, устойчивые к разным природным катаклизмам. Но не перегибать палку. Некоторые говорят о перспективности рапса, пшеницы западной селекции. Однако в прошлую зиму во многих хозяйствах импортный рапс погиб почти полностью. Надо в первую очередь высевать те сорта, которые занесены в наш государственный реестр.

Если же говорить о проблеме экономической безопасности, которая сейчас на слуху, думаю, выходом должно стать изменение глобальной специализации национальной экономики. Нам придется создать принципиально новые сектора и производства, которые будут обладать наибольшей добавленной стоимостью и низкой энерго- и материалоемкостью.

Факты и домыслы

В последнее время научные планы снова стали главной темой обсуждения. Дебаты о строительстве АЭС, правильности выбранной площадки и т.д. не утихают до сих пор. Можете ли вы еще раз дать ответ оппонентам и тем, кто действительно волнуется о безопасности, указывая на зону землетрясений в Островецком районе?

К сожалению, у нас появился ряд "деятелей", которые хотят взбудоражить общество, спекулируя на теме ядерной энергетики. Что ж, здесь мы тоже намерены учесть зарубежный опыт. Ведь все крупные атомные компании вместе с вопросами "физической" защиты уделяют усиленное внимание вопросам информационной безопасности. Специалисты в области массовых коммуникаций, чтобы пресечь работу сарафанного радио, организуют постоянные выступления в СМИ, встречи, семинары. Одним словом, выдают людям факты и закрывают дорогу недомолвкам и домыслам. Ход национального проекта строительства АЭС также освещается широко, и чем дальше, тем этот процесс будет активнее.

Что касается выбора места для белорусской АЭС, то только непрофессионалы могут тиражировать "страшилки" о сейсмической неустойчивости Островецкой площадки. Проведены всесторонние изыскания, в работах задействовали профессионалов мирового уровня, как отечественных, так и зарубежных. Качество выполненных работ контролирует МАГАТЭ, есть экспертные заключения из России и Украины. Островецкая площадка абсолютно безопасна, и это подтверждено документально.

Тогда продолжим о планах на будущее. Что еще, помимо АЭС, займет в перспективе внимание наших ученых?

Начну с проекта многофункциональной космической системы Союзного государства, разработанного учеными Беларуси и России. Система будет представлять группировку спутников нового поколения - так называемых микроспутников, характеристики которых гораздо лучше, а запуск обойдется дешевле традиционных. В течение этого года работы по созданию полноценной системы дистанционного зондирования Земли планируем завершить. Таким образом, нашей стране предстоит войти в клуб космических держав!

Продолжатся исследования в области наноматериалов и нанотехнологий. Планируем обеспечить качественный рывок в уровне информатизации производственных процессов, да и всей жизни общества.

Стержнем экономики страны остается машиностроение. Академическим ученым предстоит обеспечить научное сопровождение при создании 6 новых производств, 30 инновационных технологий, 600 образцов техники. Впервые в стране будет разработано 5 новых моделей прицепных и седельных автопоездов. А еще - автобусы последнего поколения, новые модели тракторов "Беларусь"...

И это, поверьте, лишь небольшая часть из того, что есть в нашем багаже!

Михаил Владимирович, спасибо за беседу. Поздравляем вас и всех сотрудников НАН с юбилеем!

Спасибо. Я, в свою очередь, тоже хочу от всей души поздравить коллектив Национальной академии наук. Уверен в нашем огромном творческом потенциале, стремлении каждого из нас сделать жизнь лучше и богаче. Желаю крепкого здоровья, благополучия и новых творческих свершений. А оптимизма ученым не занимать!

ИСТОЧНИК: СБ-Беларусь Сегодня

ДАТА: 23.01.2009

Темы: АЭС, Восточная Европа, Белоруссия, Наука


Rambler's Top100