Развитие системы учёта и контроля ядерных материалов в Российской Федерации

В Обнинске, в ГНЦ РФ-ФЭИ, 27-31 октября 2008 года прошёл трёхсторонний семинар "Учёт и контроль ядерных материалов - состояние и перспективы", организованный Госкорпорацией "Росатом" при содействии Департамента энергетики США и Объединенного исследовательского центра ЕК.

С любезного разрешения организаторов, электронное издание AtomInfo.Ru публикует презентацию представленного на семинар доклада "Развитие системы учёта и контроля ядерных материалов в Российской Федерации".

Авторы доклада - В.А. Питель, В.А. Романов, А.В. Степашко (Госкорпорация "Росатом").

Развитие системы учёта и контроля ядерных материалов в Российской Федерации

Основные нормативные документы в области использования атомной энергии в части государственного учёта и контроля ядерных материалов

Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"

Статья 4. Определяет УиК ЯМ как один из видов деятельности в области использования атомной энергии.

Статья 5. Определяла, что все ЯМ находятся в федеральной собственности.

Статья 22. Определяет, что ЯМ подлежат государственному УиК на федеральном и ведомственном уровнях в системе государственного УиК ЯМ для определения наличного количества этих материалов в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности информации о наличии и перемещении ядерных материалов, а также об их экспорте и импорте. Порядок организации системы государственного УиК ЯМ определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 35. Определяет, что эксплуатирующая организация обеспечивает УиК ЯМ в организации.

Федеральный закон Российской Федерации от 05.02.2007 № 13-ФЗ (внесение изменений в № 170-ФЗ от 21.11.1995)

В статье 5.

ЯМ могут находиться в федеральной собственности или в собственности юридических лиц.

Перечень ЯМ, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, утверждается Президентом Российской Федерации.

Перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ЯМ, утверждается Президентом Российской Федерации.

В Российской Федерации признаётся право собственности иностранных государств, иностранных юридических лиц на ввезенные в Российскую Федерацию или приобретенные в Российской Федерации ЯМ и на продукты их переработки.

Сделки российских юридических лиц по передаче права собственности на ЯМ иностранному государству или иностранному юридическому лицу совершаются по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Обращение с ЯМ, находящимися в федеральной собственности, собственности иностранных государств, российских юридических лиц, осуществляют организации, имеющие соответствующие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Собственники ЯМ осуществляют контроль за их сохранностью и надлежащим использованием в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На указанные в настоящей статье объекты распространяются положения статьи 22 настоящего Федерального закона

В статье 22.

ЯМ независимо от формы собственности подлежат государственному УиК в системе государственного УиК ЯМ.

Федеральный закон Российской Федерации от 05.02.2007 № 13-ФЗ

Статья 2.

Основные принципы государственной политики в области управления и распоряжения имуществом и акциями организаций атомного энергетического комплекса, в т.ч.:

Статья 7.

На организации атомного энергопромышленного комплекса, созданные в соответствии с настоящим Федеральным законом, распространяются все требования законодательства Российской Федерации, в том числе нормы и правила, касающиеся обеспечения безопасности функционирования объектов использования атомной энергии, надзора, контроля и учета ЯМ, соблюдения режима нераспространения ЯМ и технологий, охраны окружающей среды, готовности к ликвидации последствий аварий.

Указ Президента РФ от 27.04.2007 № 556

Утвердить:

Перечень ЯМ, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности:

Федеральный закон Российской Федерации от 01.12.2007 № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"

Статья 6.

Госкорпорация "Росатом" является уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, осуществляющим полномочия и функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом в отношении организаций Госкорпорации "Росатом" и иных юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в области использования атомной энергии, установленные № 170-ФЗ от 21.11.1995.

Госкорпорация "Росатом" осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, функции уполномоченного Правительством Российской Федерации органа управления находящимися в федеральной собственности ЯМ.

Статья 8.

Госкорпорация "Росатом" принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

1) регламентирующие порядок, в т.ч.:

2) устанавливающие формы отчета в области государственного УиК ЯМ, порядок и сроки представления отчета, формы государственного регистра ЯМ.

Статья 10.

Госкорпорация "Росатом" осуществляет следующие полномочия и функции, в т.ч.:

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учёта и контроля ядерных материалов"

Выпущено взамен следующих постановлений Правительства Российской Федерации:

Основные правила УиК ЯМ (НП-030-05)

Полный текст презентации в ppt-файле доступен по адресу http://atominfo.ru/news/air5363.ppt.

ИСТОЧНИК: В.А. Питель, В.А. Романов, А.В. Степашко (Госкорпорация Росатом)

ДАТА: 10.11.2008

Темы: УКФЗ, Россия, Госкорпорация Росатом


Rambler's Top100