Правительство Словакии стремится к скорейшему завершению достройки блоков №№3-4 АЭС "Моховце", однако переговоры с исполнителями - чешской компанией "Шкода-JS" и российским "Атомстройэкспортом" - усложнены финансовыми разногласиями. Такой вывод можно сделать из публикации в Nucleonics Week.
Издание приводит слова министра экономики Словакии Любомира Ягнатека (Lubomir Jahnatek) о том, что чешско-российский консорциум за этот год утроил стоимость достройки. Первоначальная оценка, сделанная в 2006 году, говорила о 1,8 млрд евро за завершение строительства двух блоков.
Ягнатек пояснил, что реакторы ВВЭР-440 сняты с производства, и на них не предвидится новых заказчиков. Это означает, что для нужд АЭС "Моховце" придётся заново восстанавливать производство основного оборудования.
В результате, стоимость достройки стала настолько дорогой, что киловатт-час на новых блоках окажется дороже, чем на станциях на угле или биотопливе: "Мы сказали им, что если вы не снизите вашу цену, то мы остановим проект".
Помимо финансовых, продолжаются также и организационные споры. До сих пор неизвестно, будет ли подписан контракт на строительство "под ключ", а также возьмёт ли "Шкода-JS" на себя роль управляющей компании. А из Еврокомиссии раздаются голоса с требованием добавить в проект гермооболочку, подобную тем, что используются для блоков с ВВЭР-1000.
Последнее в Словакии считают излишним и обращают внимание, что "ни для Фламанвилля, ни для Олкилуото-3, ни для Белене не было требований быть способными противостоять нацеленному падению тяжёлого пассажирского лайнера". Определение лайнера также вызвало бурную дискуссию - если евробюрократы предлагали считать таковым "Боинг-777", то словаки настаивали на "Боинге-737", аргументируя это тем, что столь большие самолёты над Словакией просто не летают.
Одновременно в Братиславе готовятся к началу процесса сооружения блока "Богунице-5". До конца года должен быть выбран инвестиционный партнёр. Им совершенно точно не станет итальянский "Enel", так как правительство Словакии приняло решение "диверсифицировать в стране владельцев электростанций". Как и в случае Болгарии, с иностранной компанией планируется создать ГЧП с 51%-ной долей государства.
Подготовка ТЭО для "Богунице-5" будет выполнена совместно с партнёром. Официально известно, что один из заданных критериев таков - мощность блока должна быть более 600 МВт(эл.). По предсказаниям экспертов, в реальности мощность нового реактора окажется в диапазоне от 1000 до 1600 МВт(эл.).
Выбор поставщика технологий будет также сделан позже. Если верить Ягнатеку, то в конкурсе не будут принимать участие ГК "Росатом" и её подразделения, так как министерство экономики Словакии считает - новый реактор должен быть западного, а не российского образца: "После вхождения Словакии в Евросоюз, нам будет трудно убедить словацкий народ в необходимости покупки российских технологий. Теоретически возможно использовать российское оборудование, но оно должно иметь международные сертификаты".
Ещё одним неприятным сигналом для россиян станет желание Словакии использовать MOX-топливо в легководных реакторах. Эта практика более подходит для европейских проектов, в то время как в ВВЭР работы по внедрению MOX-топлива были прекращены.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 28.10.2008
Темы: Восточная Европа, Словакия, АЭС Моховце, Атомстройэкспорт, Шкода-ЯМ