Забастовку строительных рабочих на сооружении атомного энергоблока "Олкилуото-3" в Финляндии удалось предотвратить. Если бы этого не произошло, то очередной простой больно ударил бы по имиджу группы AREVA, пишет Либерасьон.
Профсоюз "Rakennusliitto" был готов к объявлению на Олкилуото бессрочной забастовки, начиная с 17 сентября 2008 года. В ней собиралось принять участие порядка 1000 человек, нанятых французской строительной компанией "Bouygues Travaux Publics".
Вне всякого сомнения, производственный конфликт не пошёл бы на пользу финскому проекту EPR, и так отстающему от графика на два года. Киёсти Суокас, вице-президент профсоюза строителей, осознаёт это: "В наши цели не входит создание дополнительных проблем. Мы ничего не имеем против "Bouygues" или EPR, но у нас были поводы для действий".
На площадке нового блока сейчас работает до 3600 человек. Примерно 1000 из них - это строители, присланные сюда компанией "Bouygues" или её субподрядчиками. До 40% от занятых строителей - финны. Оставшиеся 60% распределены по доброй полусотне национальностей, причём примерно 300 человек приехало в Олкилуото из Польши.
Поляков на работу принимает компания-субподрядчик - рекрутинговое агентство "Rimec LTD", имеющее штаб-квартиру в Англии, но официально зарегистрированное на Кипре. Кстати, наплыв поляков и других иностранцев откровенно злит финских зелёных политиков. "Это очередное доказательство неспособности проатомного лобби держать слово - ведь до начала сооружения блока они обещали, что не менее 50% рабочих мест на площадке будет отдано жителям Финляндии", - считает депутат-экологист Орас Тинккинен.
Действительно, почему же так мало финнов соглашается трудиться на "Олкилуото-3"? Суокас объясняет это финансовыми причинами. На строительстве блока рабочим платят от 11,65 до 13,75 евро в час. Профсоюзный лидер напоминает - в этом регионе (юго-запад Финляндии) зарплата плотника составляет, в среднем, 30 евро в час.
Но что для финна неинтересно, для поляка выгодно и способно увлечь его работать на чужбину. Так продолжалось до октября 2007 года, когда строители, приехавшие через "Rimec", с удивлением обнаружили, что из их зарплаты теперь будут вычитать примерно треть "на налоги и социальный пакет" - правда, без конкретных разъяснений, куда уходят и чем обоснованы вычеты.
В конце концов, строители добились-таки от "Rimec" подробных выкладок, но то, что они увидели, их окончательно запутало. Оказывается, агентство делало социальные платежи в Англии за тех, кто работает на блоке менее шести месяцев, и в Финляндии за тех, кто оставался больше этого срока. Естественно, что применялось законодательство той страны, в которой осуществлялся платёж.
Немало повеселили поляков и выданные им этим летом медицинские страховки, которые были выписаны… на Кипре! Шутки кончились сразу, как только одному из заболевших рабочих пришлось сделать операцию в Польше за свой счёт.
Возмущение строителей подогревалось не только их сложным финансовым положением. "Дело не в деньгах. Наши права должны соблюдаться. Мы в Евросоюзе или где?" - задаётся вопросом один из польских рабочих на площадке.
В начавшейся борьбе "Bouygues" и субподрядчики поступали по всем канонам дикого капитализма. Людей, выражавших публично свою поддержку забастовке, запугивали и угрожали переводом на хуже оплачиваемые участки. Профсоюз располагает показаниями поляка-крановщика, уволенного за обращение в финские налоговые органы с просьбой проверить финансовую отчётность "Rimec". Впрочем, в "Bouygues" утверждают, что жалобщик просто попал под сокращение, так как крановщиков в Олкилуото переизбыток.
В конце августа 2008 года один из финских рабочих рассказал о проблемах на площадке в эфире телеканала "Yle". Это категорически не понравилось руководству "Bouygues", которое сочло, что финн нарушил требования этического кодекса компании, и предупредило его о неминуемом увольнении, если его контакты с прессой не прекратятся.
В "Bouygues" настаивают на том, что нанятый компанией персонал не имеет права рассказывать посторонним о нарушениях на площадке и не может контактировать на эту тему с представителями группы AREVA или финского заказчика (компании TVO). При этом, в качестве основного довода "Bouygues" ссылается на соглашение о конфиденциальности, подписанное с TVO.
Финские регулирующие органы признают - хотя и с трудом - что ход работ на "Олкилуото-3" в целом соответствует принятым нормам и стандартам. Но имеют ли регуляторы возможность свободного доступа к персоналу, и могут ли занятые в проекте люди открыто апеллировать к службе атомнадзора?
Как легко убедиться, такие возможности весьма и весьма ограничены. И это позволяет зелёному депутату финского парламента Орасу Тинккинену констатировать - доверившись аутсорсингу, AREVA и TVO полностью потеряли контроль за выполнением проекта.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 22.09.2008
Темы: АЭС, Европа, Олкилуото, AREVA, Франция