Несколько лет назад на этом месте началась было стройка: Научно-исследовательский технологический институт им. А. П. Александрова планировал построить и включить в состав своего Северо-Западного научно-промышленного центра новую АЭС мощностью 640 мегаватт. Уже был готов проект, пройдены все этапы согласования, начали даже рыть котлован и обустраивать площадку. Но к власти в Минатоме пришел небезызвестный Евгений Адамов и наложил табу на этот проект. К тому же тогда еще силен был «чернобыльский синдром». Так что атомщики, отказавшись от новой стройки, стремились завершить хотя бы те объекты, которые были тогда на подходе.
Но со временем всем стало ясно, что России никак не обойтись без наращивания энергетических мощностей. Уже сегодня Петербург и Ленинградская область, да и весь Северо-Запад, где экономика так бурно развивается, испытывают дефицит электроэнергии.
Федеральное правительство учло эту серьезную потребность. И теперь на «то самое» место вновь пришли строители. Началось возведение ЛАЭС-2, первенца новой программы развития отечественной атомной энергетики, сравнимой с планом ГОЭЛРО, но с поправкой на ХХI век.
Каждый энергоблок «второй» ЛАЭС будет обладать исполинской силой в 1 млн 160 тыс. киловатт. Первая ее очередь – это два подобных богатыря. А вслед за ними позже встанут еще два. Не исключено (как заявляет глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко), что у новой российской АЭС на южном берегу Финского залива будет шесть таких энергоблоков-гигантов...
...Автор этих строк был несколько удивлен: до моря от стройплощадки далековато, а на схемах и чертежах можно прочесть: «Ядерный остров», «Турбинный остров».
Директор по производству управления строительства ООО «Атомэнергоинжиниринг» Владимир Шевелев улыбается в ответ: «Такие кодовые названия дали авторы проекта из петербургского института «Атомэнергопроект». Конечно, никаких водоемов поблизости нет и не будет. Наши «острова» поднимутся на суше.
Помните, как строили действующую ЛАЭС? Отдельно – реактор, отдельно – все, что с ним непосредственно связано. Отдельно – помещение для турбинного цеха и опять-таки отдельно от него все вспомогательные службы. На новой же станции решено строить все в едином технологическом комплексе, объединяя все здания, являющиеся «близкими родственниками» главного. А так как энергоблоков будет несколько, наши «острова» составят настоящий архипелаг».
Владимир Шевелев также рассказал, что проектировщики, по договору, в 2008 году передали свои функции «Атомэнергоинжинирингу»: «Мы объединяем всех субподрядчиков, занятых на сооружении новой АЭС. Вместе с нами на площадке трудятся коллективы концерна «Титан-2», ОАО «Северное управление строительства» (СУС), ООО «Ассоциация по сносу зданий». Ведь на этом месте уже начинали несколько лет назад стройку, правда, в более скромных масштабах. Вот все эти старые постройки и надо теперь убрать, дав фронт основным нашим работам».
Любопытный факт: в «Атомэнергоинжиниринге» работают 90 «линейных» мастеров и рабочих и 80 инженеров. Не многовато ли?
«Ничуть! – отвечает В. Шевелев. – Ведь главная «профессия» нашей компании – организация работ, создание стройной технологической цепочки. Кстати, большинство наших специалистов обладают опытом сооружения существующей в Сосновом Бору атомной станции».
Владимир Шевелев называет знакомые фамилии: Шеянов, Путинцев, Годин... Каждый из них в разное время был главным инженером СУСа. Есть среди инженеров и те, кто руководил отделами управления строительства, кто возглавлял коллективы СМУ и их участков. И какие стройки у многих из них за плечами! Вот хотя бы только у Виктора Тимофеевича Шеянова, заслуженного строителя России, кавалера нескольких орденов. Он возводил гигантские комбинаты «Средмаша» в Сибири и на Урале, а в первые месяцы после чернобыльской трагедии был главным инженером того самого управления, что занималось ликвидацией последствий аварии (до тех пор, пока медики не потребовали заняться своим здоровьем). Ушел на пенсию, но вновь «призван» сейчас под знамена новой стройки. Как и многие другие столь же высокопрофессиональные специалисты.
Рядом с опытными профессионалами трудятся те, кто перенимает их знания. Но и они отнюдь не новички в строительстве.
Начальнику производственно-монтажного отдела «Атомэнергоинжиниринга» Александру Мешкову чуть больше тридцати. Он закончил «Военмех», стажировался в СУСе, туда же пришел работать после получения диплома. Участвовал в модернизации двух первых энергоблоков первой ЛАЭС, оснащении их дополнительными системами безопасности. Все это стало для молодого специалиста неплохой стартовой площадкой. Есть в «Инжиниринге» немало его сверстников, которым по сердцу возродившийся в Сосновом Бору дух романтики первостроителей и первопроходцев.
«На площадке сегодня заняты 462 человека, кажется, это не очень много, – говорит заместитель генерального директора строящейся ЛАЭС-2 Андрей Гарусов, – зато работают 78 механизмов и 130 единиц автотранспорта».
Об этой технике рассказал Вячеслав Федоров, первый заместитель генерального директора СУСа. Техника – самая современная и высокопроизводительная. Мощные экскаваторы, самосвалы, вмещающие десятки кубометров грунта. Взять хотя бы бетононасосы фирмы Putzmeister. Работая на них, необязательно дергать за рычаги в кабине, ведь при этом не очень хорошо видна стройплощадка. Можно выйти из кабины и с помощью дистанционного управления направлять шланги туда, куда необходимо. И после работы не приходится их промывать: все автоматизировано и великолепно продумано. Работа идет без всякой задержки при переходе с одной марки бетона на другую.
Из котлована под два первых «острова» уже извлекли без малого 700 тыс. кубометров грунта и еще 50 тыс. – из котлована под башенную испарительную градирню. Произведены вертикальная планировка всей промышленной площадки в объеме 1 млн 500 тыс. кубометров и такая же планировка и отсыпка грунта под строительную базу и складское хозяйство. В различные конструкции уже уложено 40 тыс. кубометров бетонов разных марок.
«В работах участвует и ЗАО «Эфэс» из Петербурга, – говорит Андрей Гарусов. – Специалисты и техника этой фирмы заняты устройством автомобильной дороги № 2, предназначенной для обеспечения стройки необходимыми материалами. Новая магистраль пройдет выше шоссе, ведущего сейчас к ЛАЭС. Это продиктовано не только соображениями удобства, но и безопасности для города».
Высокая степень механизации и применение современной строительной техники позволили добиться такой производительности труда, о которой не могли и мечтать те, кто возводил первую ЛАЭС. Кстати, пока стройка вполне обходится теми трудовыми ресурсами, которыми располагает Сосновый Бор. Однако в 2009 году придется привлекать строителей из других городов и весей, а может быть, и мигрантов. Поэтому в «Рос-атоме» и в концерне «Энергоатом» озабочены проблемой устройства жилья для будущего пополнения.
Андрей Гарусов показывает директивный график строительства энергоблока № 1: «Мы называем его графиком первого уровня. Как видите, работы идут без отставания. Завершен важный этап: выполнено 80% работ, предшествующих устройству фундаментов. Теперь мы переходим к новому этапу – к армированию фундаментных плит под реактор, вспомогательные корпуса и здание безопасности».
В 2008 году на сооружение ЛАЭС-2 государство ассигновало 6 млрд рублей – примерно десятую часть всех средств, выделенных на два энергоблока. Из них 3,1 млрд предназначено на строительно-монтажные работы. Остальное – на проектно-изыскательские работы и закупку оборудования. Но уже в 2009 году инвестиции вырастут многократно, поскольку начнется возведение зданий и наполнение их оборудованием, а это немалые затраты.
ИСТОЧНИК: Санкт-Петербургские ведомости
ДАТА: 25.08.2008
Темы: АЭС, Россия, Ленинградская АЭС