США предлагают ГЯП безоговорочно амнистировать Индию

6 августа Соединённые Штаты предложили государствам, входящим в состав Группы ядерных поставщиков (ГЯП), одобрить документ, который предусматривает снятие ограничений на международное сотрудничество с Индией в сфере мирного применения атомной энергии.

Официальный текст документа был передан Германии как текущему председателю группы. Обсуждение индийского вопроса пройдёт на внеочередной встрече участников ГЯП, запланированной на 21-22 августа 2008 года в Вене. Голосование в ГЯП, если потребуется, может состояться в начале сентября. Следует добавить, что по традиции все ключевые решения в ГЯП принимаются на условиях консенсуса.

Ниже приводятся краткое изложение документа, а также анализ его основных принципов.

Краткое изложение американского документа

Соединённые Штаты предлагают своим партнёрам по ГЯП обратить внимание на шаги, добровольно предпринятые Индией для укрепления режима нераспространения, а именно:

Принимая во внимание вышеперечисленные действия и шаги Индии, Соединённые Штаты предлагают ГЯП разрешить своим участникам поставлять в Индию:

США предлагают также уведомить совет управляющих МАГАТЭ об этом решении группы.

Анализ последствий от принятия американского документа

Короткий и не содержащий практически никаких условий документ призван полностью положить конец той блокаде, в условиях которой Индия жила на протяжении последних десятилетий. В случае его принятия, Индия получит право закупать за рубежом атомные энергоблоки, а также приобретать уран для снабжения своих гражданских АЭС.

Присутствующая в документе незначительная разница между условиями снятия ограничений по спискам NTL и NDUL будет со временем полностью устранена, так как Индия неоднократно подтверждала свои намерения полностью поставить гражданский атомный сектор под гарантии МАГАТЭ. Отметим, что в список NDUL входят, в частности, товары, используемые на различных этапах обогащения урана и переработки ОЯТ.

Если предложение США будет принято, то Индия станет первым государством, которое обладает ядерным оружием, не участвует в ДНЯО, отказывается допускать международных инспекторов на свои военные ядерные объекты, не накладывает на себя юридически обязывающих запретов на дальнейшие ядерные испытания и производство оружейных ядерных материалов - но, одновременно с этим, пользующееся всеми без исключения благами международного сотрудничества в атомной области.

По иронии судьбы, ГЯП обязана своему появлению именно Индии. Эта страна в своё время активно прибегала к импорту ядерных технологий якобы для гражданских нужд, на деле использовав их при создании атомной бомбы. В таком же положении, как и Индия, находятся ещё два государства - Пакистан и Израиль, однако речи о снятии с них международных ограничений пока не идёт.

Одним из американских аргументов в пользу амнистии для Индии является факт подписания соглашения о гарантиях между Индией и МАГАТЭ. Вместе с тем, Индия сохраняет за собой право в любой момент выйти из этого соглашения - например, в качестве ответной меры на прекращение поставок ядерного топлива для индийских АЭС вследствие причин политического характера (новые ядерные испытания в Индии и т.п.).

Получив после снятия ограничений ГЯП доступ к импортному урану, Индия сможет высвободить свои ограниченные урановые ресурсы для военного использования. Более того, американский документ не запрещает Индии закупать уран впрок в любых количествах - как следствие, Индия сможет в будущем возобновить испытания ядерного оружия без опасения оставить свои АЭС без горючего.

Особенную проблему может составить продажа в Индию технологий ЯТЦ (обогащения и переработки). Дело в том, что гарантии МАГАТЭ позволяют лишь отслеживать судьбу поставляемых товаров, но никак не защищают их от возможного копирования. Таким образом, Индия получит возможность клонирования для военных нужд современных технологий обогащения и переработки.

Выводы и прогнозы

  1. Соединённые Штаты, используя своё влияние в мире и политический вес, добиваются окончательного признания Индии де-факто державой, обладающей ядерным оружием. У международного сообщества не останется никаких эффективных мер сдерживания гонки ядерных вооружений в Индии, что может привести к усилению интереса к атомному оружию в соперничающих с ней государствах.

  2. Соединённые Штаты добиваются также открытия индийского атомного рынка для иностранных реакторных компаний. В настоящее время, монополией на этом рынке владеет Россия, однако эта монополия для россиян полностью бесполезна. Ранее Россия отказалась от планов строительства новых блоков АЭС "Куданкулам", что было возможно благодаря юридическим зацепкам в соглашении Горбачёва-Ганди. А теперь уже Индия отказывается от сепаратных контрактов с Россией, предпочитая довести до логического конца свою сделку с США.

  3. Вопреки ожиданиям, американские реакторные компании после снятия ограничений ГЯП довольствуются минимальным или символическим присутствием в Индии. В новые проекты по строительству атомных блоков будут втянуты прежде всего французы (AREVA и EdF) и российская госкорпорация "Росатом". Подобный расклад позволит американцам безболезненно заморозить свои "атомные" отношения с Индией в случае неадекватных действий последней - вполне вероятное развитие событий, если учитывать поведение влиятельных индийских националистических партий. Напротив, французы и россияне рискуют в этом случае получить сразу несколько очагов политической напряжённости, сравнимых по накалу с бушерским.

  4. В целом, снятие ядерной блокады с Индии станет крупным дипломатическим успехом США и положит начало новому этапу индо-американских отношений. Для России же оно чревато ослаблением позиций в Индии, так как наша страна играла в этом процессе вспомогательную роль. Определённым утешением для г/к "Росатом" сможет служить контракт на строительство "Куданкулама-3" и "Куданкулама-4", который, скорее всего, будет подписан в обозримом будущем.

  5. Тем не менее, со всей уверенностью можно предположить, что Россия не станет препятствовать принятию в ГЯП американских предложений о снятии ограничений на ядерную торговлю с Индией, так как это сразу же негативно скажется на российско-индийских отношениях. У Москвы может сохраняться лишь призрачная надежда на то, что "малые" страны-члены ГЯП потребуют внесения существенных модификаций в текст предложенного группе американского документа и затянут, тем самым, процесс его принятия.

ИСТОЧНИК: Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru

ДАТА: 19.08.2008

Темы: Азия, Индия, США, Россия, Михаил Сторожевой


Rambler's Top100