За прошедшую неделю в российском правительстве не раз вспоминали о реакторах на быстрых нейтронах. Соглашаясь в целом с важностью этого направления, должностные лица и ведомства расходились между собой в деталях.
Председатель правительства РФ Владимир Путин, выступление в Электростали.
Кроме того, уже в среднесрочной перспективе нужен переход на новый уровень технологий. Имею в виду замкнутый топливный цикл и создание коммерческого реактора на быстрых нейтронах. На решение этой задачи должна быть направлена и целевая программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения". Следует завершить ее подготовку уже к ноябрю текущего года.
Проект "Концепции-2020", подготовленный министерством экономического развития РФ.
…поэтапный переход, начиная с 2020 года, к новой технологической платформе на базе реакторов на быстрых нейтронах и замкнутом топливном цикле.
Сразу же бросается в глаза, что выступление премьер-министра вышло более радикальным. Если Путин надеется увидеть коммерческий быстрый реактор уже в среднесрочной перспективе, то в докладе чиновников предполагается лишь "поэтапный переход", да и то, начиная с 2020 года.
Если взять ориентир на слова Владимира Путина, то направление работ в быстрой области будет чётко определено. Коммерческим реактором в таком случае безальтернативно станет БН-К. Любой другой проект довести до коммерческого статуса в столь сжатые сроки окажется попросту нереальным. "Концепция-2020", в противовес заявлению премьера, сохраняет определённые шансы у реакторов БРЕСТ.
Некоторые издания уже поспешили поставить знак равенства между БН и коммерческим реактором будущего. Но весь вопрос в том, чему будет уделяться больше внимания - словам главы правительства или министерским документам?
Ни Путин, ни, тем более, Минэкономразвития, благоразумно не стали вдаваться в подробности, какой набор признаков сделает конкретный проект быстрого реактора коммерческим и как должно происходить его внедрение. Один из вопросов, остающихся открытыми - если такой реактор не будет сильно уступать легководным с экономической точки зрения, то какой тогда смысл планировать ввод десятков ВВЭР "АЭС-2006"? Ведь при прочих равных показателях выбор нужно делать в пользу бридеров, сводящих на нет все вопросы по ресурсам урана.
У премьера и министерства нашлась ещё одна точка соприкосновения. Они, очевидно, не считают слишком острой проблему уже накопленного в стране ОЯТ. Неоднократно звучавшие с различных трибун предложения о скором строительстве малой серии БН-800 для обслуживания действующего парка ВВЭР в словах правительства прямого отражения не нашли. Но, может быть, что-то изменится после принятия ФЦП?
ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, AtomInfo.Ru
ДАТА: 06.08.2008
Темы: Россия, Быстрые натриевые реакторы, БРЕСТ, ОЯТ