Председатель комитета Государственной Думы России по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум считает, что в настоящее время страна нуждается в реформировании атомной отрасли. Как заявил депутат корреспонденту ИА REGNUM, уже сегодня добыча урана в России и наполовину не покрывает потребностей атомной энергетики, причем дефицит этот будет только нарастать вместе с ростом энергопотребления.
6 декабря депутаты ГД РФ приняли в первом чтении проект закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который в широком кругу получил название "тоннельного закона" или закона "О реформировании атомной энергетики". О том, какими путями будет в частности, решаться проблема уранового дефицита, а также реформироваться атомная отрасль вообще, Мартин Шаккум рассказал корреспонденту ИА REGNUM.
ИА REGNUM: Мартин Люцианович, расскажите, в чем суть законопроекта "О реформировании атомной энергетики?"
Одной из основных целей законопроекта - формирование устойчивой структуры отечественной атомной промышленности, работоспособной в условиях рыночной экономики. Основным направлением такой реструктуризации должно стать объединение отдельных звеньев технологической цепочки гражданского сектора атомной промышленности в единый производственно-технологический комплекс.
ИА REGNUM: Почему именно сейчас назрела необходимость в его принятии?
Перестройка Росатома необходима в свете новых задач и проблем, встающих перед отраслью. 2 месяца назад 6 октября Правительство утвердило федеральную целевую программу "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года".
Эта программа предусматривает строительство на территории России 10 атомных энергоблоков-миллионников, то есть увеличение почти на половину мощностей атомной энергетики. Кроме того, Россия ведет строительство 7 атомных реакторов за рубежом, которые надо также обеспечивать ядерным топливом. Это обостряет проблему дефицита урана. Уже сегодня добыча урана в России и наполовину не покрывает потребностей атомной энергетики. Дефицит покрывается из складских запасов, накопленных в советские времена. Этот дефицит будет нарастать, а складские запасы не безграничны. Одна из главных задач Росатома, которую надо решать быстро - это разведка и освоение новых месторождений урановых руд.
Реструктуризация атомной отрасли будет основана на вполне рыночной холдинговой взаимозависимости участников атомного промышленного "пула". Это является важнейшим условием её развития, сохранения и укрепления позиций на мировом рынке атомной энергетики в условиях жесткой конкурентной борьбы с зарубежными транснациональными корпорациями.
ИА REGNUM: Какие барьеры, стоящие перед атомной отраслью удастся снять благодаря закону?
Сегодня предприятия гражданского сектора атомной промышленности, функционируют как в форме унитарных предприятий (обогащение, генерация, прикладная наука), так и в форме акционерных обществ с государственным участием, а кое-где вообще без государственного пакета (добыча урана, производство топлива, строительство).
Разные правовые режимы управления акционерными обществами и унитарными предприятиями затрудняют проведение государством единой стратегии развития, инвестиционной и технической политики. Более того, на базе унитарных предприятий невозможно создать полноценную холдинговую структуру, аналогичную тем, которыми располагают крупнейшие зарубежные конкуренты (например, американо-японская Westinghouse-Toshiba и франко-германская Areva-Simens).
Поэтому-то будущий закон журналисты окрестили "тоннельным", потому что он направлен на преодоление по кратчайшему пути инвестиционных барьеров в развитии гражданского сектора атомной промышленности.
ИА REGNUM: Правда ли, что в результате принятия закона произойдет приватизация атомной отрасли?
Здесь бытует непонимание различий между унитарным предприятием, имущество которого является государственной собственностью, и акционерным обществом, имуществ которого является его собственностью (не государственной, то есть частной), даже если все 100 процентов акций принадлежат государству.
Уже сегодня многие крупнейшие предприятия атомной промышленности являются с юридической точки зрения частными. Это ОАО "ТВЭЛ", ЗАО "Концерн ТВЭЛ", ОАО "ЭЛЕМАШ" (г.Электросталь), производящие топливные сборки для АЭС.
При реструктуризации отрасли действительно пойдет преобразование части ФГУПов, по перечню, который установит Президент страны, в акционерные общества. Но 100-процентов акций головной холдинговой компании законом закрепляются в собственности государства. Изменить эту долю можно будет, только изменив закон.
ИА REGNUM: Если предприятия будут акционироваться, как же государство будет контролировать распространение ядерных материалов?
Делящиеся материалы и ядерные установки военного и двойного назначения, перечень которых утверждает Президент РФ, остаются исключительно в федеральной собственности. На вновь создаваемое акционерное общество, его дочерние предприятия распространяются все действующие нормы и требования, связанные с физической защитой объектов, безопасностью и режимом государственной тайны.
Охрана таких объектов, независимо от форм собственности, но в зависимости от масштабов объекта будет, как и раньше осуществляться внутренними войсками МВД России либо вневедомственной охраной. Поэтому контроль государства не ослабевает, а в чем-то и усиливается.
ИА REGNUM: Способен ли принимаемый закон увеличить количество инвестиций в атомную отрасль?
Безусловно. Здесь работает общий принцип: акционерное общество всегда более привлекательно для инвестиций, чем унитарное предприятие. Это связано с разными формами собственности. В унитарное предприятие инвестирует только государство, частный бизнес, в лучшем случае, может его кредитовать и то не на самых льготных условиях.
Акционерное общество является собственником своего имущества и само распределяет прибыль. Поэтому в дочерние структуры нового энергопромышленного холдинга, где закон не оговаривает сохранение 100-процентного пакета акций за государством, могут пойти частные инвестиции. Да и материнская холдинговая компания становится более кредитоспособной, потому что отвечает по кредитам собственным имуществом.
ИСТОЧНИК: ИА REGNUM