Две жизни Второй атомной

Мы публикуем статью, подготовленную нашим изданием для журнала "Болгарский дипломатический обзор" (Болгария) и опубликованную в №2 журнала за 2008 год.

Болгарский дипломатический обзор - болгарское иллюстрированное издание. Освещает дипломатические, политические, бизнес-, культурные и социальные события. Выходит ежемесячно на трёх языках - болгарском, русском и английском.


Из редакционной колонки, журнал "Болгарский дипломатический обзор" №2 за 2008 год:

Вот уже почти двадцать лет многотерпеливое болгарское общество совершает трудный переход к новой форме политических и экономических отношений, называемой демократией и рыночной экономикой.

Вряд ли в ЕС есть другая такая страна, где на душу населения приходится так много законно зарегистрированных форм организованной общественной энергии: фондов, гражданских обществ, партий, неправительственных организаций и пр.

В то же время, оказывается, что сегодня эта страна испытывает дефицит внутренней и международной идентичности с точки зрения ответа на жизненно важный для неё вопрос: откуда будет поступать в следующие 50-100 лет та энергия, которая должна подпитывать экономику, давать кислород фирмам и приводить в движение транспортные средства для удовлетворения потребностей "маленьких людей".

В ряде отдельных случаев ЕС подаёт нам пример "государственного эгоизма" в ходе решения проблем энергообеспечения. И самые крупные государства-члены ЕС, и меньшие западные державы решают эту проблему индивидуальным способом, преследуя собственную выгоду.

Каково же место Болгарии и её народа в этом процессе? После поспешного закрытия энергоблоков АЭС "Козлодуй" (в соответствии с рекомендациями ЕС), если мы не воплотим в жизнь проекты АЭС "Белене", "Южный поток", "Набукко" и др. - мы, болгары, сами обречём себя на аутсайдерство в ЕС.

Я верю в огромную моральную энергию болгарского общества, в его способность решить в свою пользу вопрос о материальных источниках энергии, как и в готовность использовать потенциал традиционно добрых связей Болгарии со странами-лидерами в области производства и поставок энергоносителей.

Издатель и главный редактор журнала "Болгарский дипломатический обзор" Юлияна Томова


Две жизни Второй атомной

У болгарской Второй атомной будет две жизни. Одна - социалистическая, другая - капиталистическая. Сначала ее строили во славу нерушимой дружбы народов восточного блока, потом ее будут достраивать во имя глобальной энергобезопасности. Первую жизнь станции оборвали на взлете политические перемены. Сможет ли она возродиться со второй попытки?

Две жизни Второй атомной

Первая жизнь АЭС "Белене" (Второй атомной) начиналась в 1984 году. Советский Союз и Болгария заключили соглашение о том, что на берегу реки Дунай появится атомная станция. Если бы все прошло по плану, энергосистема балканской республики пополнилась бы на 2000 МВт, и это только для начала.

Выбранная для АЭС площадка располагалась напротив самого большого дунайского острова Белене, а от границы с Румынией ее отделяло всего лишь 7,5 километров. Хотя предлагавшиеся болгарам реакторы были спроектированы в СССР, отвечать за изготовление и монтаж основного оборудования подрядилась Чехословакия - а точнее, внешнеторговое объединение "Шкодаэкспорт". Всю техническую документацию и "ноу-хау" чехам передали советские специалисты.

Строительство современной атомной станции - процесс долгий и неспешный. За последующие 6 лет чешские атомщики успели изготовить и привезти в Болгарию только 60% от общего объема оборудования, в том числе, корпус для одного из реакторов, обладавший, как говорят, уникальными технологическими характеристиками. В 1990 году финансирование проекта было резко сокращено, а ещё спустя год полностью сошло на нет. Постчернобыльский синдром и финансовые неурядицы побудили пришедшее к власти в Софии демократическое правительство отдать распоряжение о прекращении в Белене всех работ.

Дожидаться возрождения Второй атомной понадобилось десять с лишним лет. Болгария стремилась в Евросоюз, а объединенная Европа требовала взамен закрытия старых болгарских реакторов на АЭС "Козлодуй". В этом случае, балканской республике грозила потеря статуса экспортера электроэнергии, а в будущем и возможная зависимость от поставок электричества из-за рубежа. И тогда в Софии вспомнили о Белене.

В декабре 2002 года правительство страны отменило свое постановление о прекращении сооружения Второй атомной. Еще через два с половиной года достройка АЭС "Белене" была вынесена на международный тендер. Одним из первых на призыв болгар откликнулась российская компания "Атомстройэкспорт" (АСЭ), а конкуренцию ей составили бывшие союзники россиян из чешской "Шкоды-ЯМ". Обе компании продвигают на рынке собственные модификации "общесоциалистического" реактора ВВЭР-1000.

Славянская атомная баталия

Каждый из бывших партнеров по атомному соцлагерю предпочел добиваться благосклонности Софии не в одиночку, а в союзе с западными коллегами. На стороне АСЭ выступил франко-германский альянс AREVA NP. Европейцы согласились взять на себя поставки вентиляционного оборудования, систему рекомбинации водорода и, самое главное, электронику. Получившийся гибрид остряки поспешили окрестить "русским туловищем с европейскими мозгами". Надо заметить, что похожее сочетание было ранее с успехом опробовано в Китае.

Что до чехов, то они на беленских торгах выглядели более самонадеянными, чем их конкуренты. "Шкода-ЯМ" намеревалась справиться со всеми предстоящими трудностями без посторонней помощи. Определенную поддержку ей обеспечивал только американский "Вестингауз", пообещавший в случае победы чехов поставлять на новую станцию свежее ядерное топливо.

Правда, за чешской компанией наблюдался один не скрываемый, но и не слишком афишируемый нюанс - она входила в число активов российского бизнесмена Кахи Бендукидзе, а уже по ходу тендера перешла в руки группы лиц, близких к "Газпрому". Пикантности ситуации добавляло и то, что газовая монополия контролировала почти 50% акций АСЭ.

Не должно удивлять, что у определенной части болгарского общества сложилось стойкое убеждение - "Шкода-ЯМ" является подставным кандидатом. Поражает воображение другое. На самом деле, чехи на полном серьезе ввязались в борьбу с российскими атомщиками и до последнего дня надеялись, что смогут одержать в ней победу.

Схватка за Белене проходила по всем канонам остросюжетного триллера. В нужный момент Москва извлекла из пыльных архивов документы советских времен, из которых следовало - Чехия утратила право продавать реакторы ВВЭР-1000 за рубеж. Оказывается, в свое время Советский Союз подарил Чехословакии реакторные технологии с оговоркой, что использовать она их может только для строительства в странах СЭВ. Но с распадом соцлагеря и самороспуском восточного "Общего рынка" советский подарок естественным образом утратил силу.

В чешском Пльзене на нападки из Москвы внимания не обращали и, стиснув зубы, продолжали подыскивать субподрядчиков и инвесторов, которые, кстати, не слишком торопились выкладывать необходимые для строительства АЭС миллиарды евро. Свою лепту в нагнетание обстановки внесла и София. Амбициозный болгарский министр энергетики Румен Овчаров летом 2006 года выдвинул участникам торгов ультиматум - или снижайте цены, или тендер будет переигран с самого начала и с другим составом приглашенных реакторных компаний.

Срок, отпущенный на выбор генподрядчика строительства станции, таял на глазах. В Москве и Праге накапливалась усталость. Журналисты и обозреватели, специализирующиеся на освещении событий в атомной отрасли, заговорили о том, что российские и чешские атомщики "перегорели" в долгом ожидании решения Софии. И тогда болгарские власти положили конец славянской атомной баталии.

30 октября 2006 года, едва дождавшись итогов второго тура президентских выборов - на которых победу одержал социалист Георгий Пырванов - Национальная электрическая компания (НЭК) Болгарии объявила "Атомстройэкспорт" победителем тендера. Россияне получили право поставить в Белене два ядерных реактора ВВЭР-1000 серии АЭС-92, спроектированных специалистами из Москвы и Подольска. В кооперации с российской компанией будут выступать французы и немцы из AREVA NP, а также болгарские предприятия, на долю которых, по условиям тендера, придется 30% от общей стоимости проекта.

А 18 января 2008 года в торжественной обстановке во время визита российского президента Владимира Путина прошло подписание так называемого контрактного соглашения на строительство АЭС "Белене". В этом документе стороны зафиксировали конкретные цены и срока. Два реактора обойдутся Болгарии в 3,997 млрд евро, а их сдача в эксплуатацию произойдет в 2013-2014 годах.

Победители и проигравшие

Для Болгарии новая атомная станция значит многое. Прежде всего, она позволит стране сохранить положение ведущего экспортера электроэнергии в балканском регионе, существенно подорванное после закрытия четырех реакторов на АЭС "Козлодуй".

Нынешний министр экономики и энергетики Болгарии Петр Димитров предсказывает, что в ближайшие годы дефицит электроэнергии на Балканах может превысить 50%. Это открывает перед Болгарией после пуска АЭС "Белене" самые широкие перспективы - страна может взять на себя стабилизирующую роль в регионе. Выступая в январе по национальному телевидению, Димитров зашел еще дальше и назвал Болгарию "энергетическим хитом" мирового масштаба.

Строительство атомной станции, несомненно, пойдет на пользу болгарской атомной отрасли и сохранит для Болгарии место в международной ядерной элите. Естественный процесс сохранения знаний и компетентности в ядерной отрасли подразумевает непрерывное строительство атомных энергоблоков; в противном случае, накопленный опыт рискует потеряться из-за ухода профессионалов в другие сферы деятельности, в эмиграцию, а то и на пенсию. Тревожные сигналы такого рода из Болгарии уже поступали - так, в стране практически исчезли квалифицированные сварщики. С началом сооружения АЭС "Белене" болгарские атомщики смогут выйти из состояния стагнации и вернуться к естественному развитию.

Для внутреннего потребителя Вторая атомная может стать символом освобождения - или, по крайней мере, ослабления - зависимости от поставок российских угля и газа. Болгарский премьер Сергей Станишев говорит об этом прямо и без экивоков, не стесняясь своей левой политической ориентации: "При отсутствии собственных запасов природного газа, нефти и высококалорийного угля, выбор Болгарии в пользу строительства АЭС "Белене" - это, прежде всего, выбор в пользу энергетической независимости от поставок угля, которые идут, в основном, из России".

Напрашивается логичный вопрос - а выгодно ли России своими руками помогать Болгарии избавляться от российских органических энергоносителей? В Москве на это отвечают положительно, и даже готовы выделять Софии кредиты на строительство АЭС, если последняя не сможет изыскать необходимые средства самостоятельно.

Никакого противоречия в такой позиции россиян нет. Во-первых, беленский проект позволит российским атомщикам впервые за всю историю продать свои реакторы в страну, входящую в Евросоюз - а это представляется крайне важным достижением, способным укрепить репутацию и конкурентоспособность российских атомных компаний накануне грядущего ядерного ренессанса. Во-вторых, не стоит скрывать, что мощные совместные энергетические проекты - АЭС "Белене", "Южный поток" и так далее - позволят укрепиться пророссийскому лобби в Болгарии.

Благожелательность со стороны местных политиков и бизнесменов становится для Москвы особенно важной, если вспомнить о попытках американской администрации негативно влиять на российско-болгарские отношения. Насколько серьезным выглядит вмешательство Соединенных Штатов, можно судить хотя бы по такому факту. Накануне январского визита в Софию Владимира Путина, источники в Кремле организовали "утечку" в ведущие новостные агентства, в которой высказались резко и не слишком дипломатично: "Как только мы где-то реально двигаемся вперед в двусторонних вопросах, вылезают разные чинуши из Госдепа, хватают за фалды: "Зачем вам это нужно?", не выдвигая альтернатив".

Но если США о своих претензиях к АЭС "Белене" предпочитают вслух не говорить, то в Румынии Вторая атомная превратилась в предмет открытых нападок. В румынских газетах периодически появляются статьи-"страшилки", пугающие обывателя перспективами нового Чернобыля на болгарских реакторах.

Причина недовольства румын легко угадываема. Дело в том, что эта страна сама хотела бы занять почетное и доходное место главного балканского энергетика. В Румынии эксплуатируется собственная АЭС "Чернавода" с двумя реакторами CANDU канадского производства, а в недалеком будущем здесь же начнется строительство еще двух таких же реакторов. В октябре 2006 года Бухарест пытался прозондировать почву, чтобы узнать - не согласится ли София поставить крест на атомных планах, закрыть проект в Белене и стать партнером румын при расширении АЭС "Чернавода".

Поползновения Румынии встретили в Болгарии жесткий и решительный отпор. Йордан Георгиев, высокопоставленный чиновник из министерства энергетики, назвал использующиеся на румынской АЭС реакторы технологиями 50-ых годов и напомнил, что они никогда не становились в Евросоюзе предметом серьезного системного анализа с точки зрения их безопасности.

Впрочем, официальный Бухарест от открытых возражений против АЭС "Белене" воздерживается. Может быть, потому, что в Евросоюзе к этой станции отнеслись спокойно и без лишней политизации. В апреле 2007 года проект российского реактора, предназначаемый для Болгарии, получил сертификат EUR - престижное свидетельство, выдаваемое клубом европейских организаций, эксплуатирующих АЭС. А в декабре того же года Еврокомиссия выдала положительное заключение на инвестиционный проект по строительству АЭС "Белене", что позволит Болгарии привлечь на нужды строительства кредиты от уважаемых европейских организаций, в том числе, Европейского инвестиционного банка.

До начала работ на строительстве Второй атомной остаются считанные месяцы. Болгария завершает переговоры с западными инвесторами, желающими профинансировать проект, а российское генеральное консульство в Русе засылает в маленькую и тихую общину Белене квартирьеров. Скоро здесь появятся 2000 российских специалистов, за многими из которых последуют их семьи. Городок на Дунае в ближайшие 5-6 лет станет домом для одной из самых многочисленных российских колоний в Болгарии, ну а россияне отплатят ему тем, что сделают из Белене символ болгарского ядерного ренессанса.

Президент АНО "АтомИнфо-Центр", главный редактор электронного издания AtomInfo.Ru Александр Уваров - специально для "Болгарского дипломатического обзора"

ИСТОЧНИК: Болгарский дипломатический обзор, Александр Уваров

ДАТА: 24.06.2008

Темы: АЭС, Восточная Европа, Болгария, АЭС Белене, Атомстройэкспорт


Rambler's Top100