Генеральный директор МАГАТЭ Мохаммад Эльбарадей выразил в интервью журналу Шпигель надежду на то, что ядерные проблемы Ближнего Востока будут решаться за столом переговоров, а не на поле военных действий.
"Использование силы может быть легитимно только с разрешения ООН. Односторонние военные акции подрывают систему международных договоров", - заявил Эльбарадей, отвечая на вопрос о прошлогоднем ударе израильских ВВС по сирийской площадке Аль-Кибар.
"(Мы нашли на Аль-Кибаре) слишком мало и прибыли туда слишком поздно. Мы узнали об израильской операции из выпусков новостей. С нами никто не делился информацией или подозрениями, несмотря на то, что такие подозрения, насколько я знаю, существовали на протяжении года. Нам не показывали фотографий объекта до недавнего времени, и мы получили их одновременно с американским конгрессом. Это недопустимо, и я категорически протестую против таких подходов", - сказал Эльбарадей.
Глава МАГАТЭ напомнил также, что Сирия опровергает утверждения о том, что Аль-Кибар являлся ядерным объектом.
"Я воспринимаю (обвинения в существовании ядерного объекта в Сирии) со всей серьёзностью. Если там было нечто, имеющее отношение к ядерной программе, то сирийцы были обязаны проинформировать нас об этом. Я запросил разъяснений и потребовал доступа наших инспекторов на объект. Дамаск сейчас согласился с этим. Поездка инспекторов пройдёт 22-24 июня, и в ней примет участие мой заместитель Олли Хейнонен. Но сомнительно, что мы сможем там что-либо обнаружить", - сказал Эльбарадей.
"Я поражен тем, насколько слабыми были протесты в мире в связи с военным ударом по Сирии. Это можно назвать глухим молчанием. Мне особенно неприятно говорить это, но арабский мир находится сейчас в ещё худшем положении, чем раньше. В нём больше нет солидарности, общих целей или регионального сотрудничества - повсюду царит недоверие друг другу", - считает Эльбарадей.
Генеральный директор МАГАТЭ опроверг утверждения о том, что его последний доклад по ядерной программе Ирана был выдержан в особенно жёстком тоне по отношению к Исламской республике: "Он не был ни жёстким, ни мягким, и содержал только технические факты, впрочем, как и всегда. Однако я понимаю, какие огромные политические последствия бывают у наших докладов… До выпуска доклада, я подготовил 20-30 черновиков. Однако я должен предоставлять международному сообществу всю имеющуюся информацию и делать это в правильном контексте - не преувеличивая любую опасность, но и не принижая ничего".
Эльбарадей не стал комментировать заявления Соединённых Штатов о существовании в Иране тайной военной ядерной программы, которая была якобы свёрнута в 2003 году. Он отметил, что МАГАТЭ не располагает американскими данными на этот счёт и, поэтому, не может делать каких-либо заключений.
"(Иранцы) скрывали от нас (свою деятельность) в прошлом, но это не может служить доказательством того, что они работают над бомбой сейчас", - сказал Эльбарадей.
Глава МАГАТЭ позитивно оценил избрание Али Лариджани спикером иранского парламента: "Лариджани был жёстким, но реалистичным переговорщиком. С ним можно было достигать соглашения. Я надеюсь, что на своём новом посту он продолжит играть посредническую роль в ядерных дебатах".
При этом, Эльбарадей подверг критике действия США в иранском ядерном кризисе: "Я никогда не понимал, почему Вашингтон может вести переговоры с Пхеньяном, но отказывается делать это с Тегераном".
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 13.06.2008
Темы: МАГАТЭ, Нераспространение, Азия, Сирия, Иран