Исполняется 70 лет директору Российской ассоциации ядерного образования Виктору Мурогову

Директору Российской ассоциации ядерного образования Виктору Михайловичу МУРОГОВУ исполняется 70 лет.

Виктор Михайлович Мурогов - профессор Государственного технического университета атомной энергетики, д.т.н. Директор ГНЦ ФЭИ в 1992-1995 гг. Заместитель Генерального директора МАГАТЭ, директор Департамента ядерной энергии в 1996-2003 гг. Организатор и первый руководитель международного проекта по разработке инновационных АЭС и их ЯТЦ (ИНПРО) и программы по сохранению знаний МАГАТЭ.

Редакция электронного издания AtomInfo.Ru присоединяется к поздравлениям коллег и желает Виктору Михайловичу научного долголетия, крепкого здоровья, счастья и новых творческих успехов! И нам вдвойне приятно, что Виктор Михайлович является давним автором AtomInfo.Ru.


Виктор Мурогов, выдержки из интервью электронному изданию AtomInfo.Ru, 2007 год

Как известно, натрий горит. Разрабатываются методы борьбы с этим, способы контроля и предотвращения. Допустим, нам натрий всё равно не нравится, и мы будем менять его на нечто новое, например, на свинец. Но любое новое предложение имеет риск. Риск того, что через десять лет анализа и серьёзных НИОКР вы получите что-то вас совершенно не устраивающее.

Мне нравится один пример. Годовалого ребёнка любят все. Он прекрасен, у него огромный потенциал. Но вырастает подросток, и у него обнаруживаются недостатки. Вот так и со свинцовым быстрым реактором. В качестве концепции, он идеален. Давайте затратим десять миллиардов долларов, проведём полный комплект НИОКР. Что мы увидим через десять лет? Может быть, это будет прекрасный "ребёнок", а может быть - тупик.

И вот возникает вопрос - что делать? Тратить десять миллиардов на развитие уже существующей технологии, или вкладывать их в НИОКР с риском их полной потери? При выборе инновационного направления, всегда присутствует риск. Поэтому я предлагаю исходить из обратного - понять, почему тот или иной вариант нельзя не делать? Не почему можно делать что-то, а что нельзя не делать, без чего мы не сможем обойтись!

Вот те же быстрые реакторы типа БН. Если бы они были неработоспособны, если бы у них коэффициент нагрузки был как у "ветряков" под 20%... Но посмотрим сейчас на показатели БН-600 - это лучший атомный блок с точки зрения эксплуатации. Экономика? Конструкторы говорят, что они знают способы снижения его капзатрат на 30-50%. Может быть, этого достаточно?

Виктор Мурогов, выдержки из интервью электронному изданию AtomInfo.Ru, 2007 год

Я участвую в реализации программы МАГАТЭ по сохранению ядерных знаний, которую мы начинали ещё в то время, когда я был заместителем генерального директора агентства - в 2001 году. Эта программа появилась по предложению развивающихся стран при поддержке западных государств, и сейчас она находится на завершающей стадии реализации.

Специфика ядерных знаний обуславливается, в первую очередь, их дороговизной, сложностью, долговременностью и возникновением серьёзных отрицательных последствий при их утере.

Я хотел бы напомнить о двух известных примерах. Лунная программа Соединённых Штатов стоила 180 млрд долларов, из которых к настоящему моменту утрачено опыта и знаний на 160-170 млрд долларов. Судьба оставшихся 10-20 млрд долларов также находится под большим вопросом. Объясняется это очень просто - у американцев не было принято специальной программы по сохранению накопленных в годы лунной гонки знаний, и, со временем, по естественным причинам они были потеряны.

Вернёмся к атомной отрасли, к аварии на TMI-2. В наши дни у самих американцев появилось чёткое понимание того, что эта авария произошла из-за отсутствия анализа предыдущих аварий и инцидентов. Ведь все события, последовательно происходившие на АЭС "Three Mile Island", порознь имели место быть на других реакторах.

В МАГАТЭ ведётся также работа над созданием механизма управления знаниями. Приведу конкретный пример. Сейчас рассматривается вопрос о выборе оптимального решения при передаче знаний в развивающиеся страны. Здесь возникает непростая дилемма. С точки зрения безопасности, чем больше передано знаний, тем лучше. С точки зрения нераспространения, надо чётко выбирать, что можно передавать, а что передавать не рекомендуется или просто нельзя.

Виктор Мурогов, выдержки из интервью электронному изданию AtomInfo.Ru, 2008 год

Отказывая большинству государств в праве обладать собственными мощностями по обогащению и переработке, ведущие державы лишают их самостоятельности. Но никто пока так и не взял на себя труд объяснить мировому сообществу, для чего это делается.

Если мы будем ограничиваться только "узкими" вопросами, то всегда будет оставаться повод для недовольства, всегда будут слышны жалобы на дискриминацию "Почему это можно вам и нельзя нам?". Поэтому желательно было бы показать всю глобальность комплекса проблем ядерной энергетики, которые решаются передовыми государствами на протяжении 60 лет - обогащение, переработка, быстрые реакторы, неминуемый переход на 233U, захоронение отходов и т.п.

Великие державы могли бы сказать - вот эти и эти сложности мы возьмём на себя, причём сделаем это в глобальном масштабе, для всех стран. Например, в дополнение к обогащению и переработке, мы могли бы создавать и поддерживать международные центры по захоронению отходов и рециклированию плутония в быстрых реакторах. В этом случае, у стран-новичков в атомной энергетике появились бы дополнительные стимулы к отказу от развития собственных чувствительных ядерных технологий в пользу международной кооперации.

Виктор Мурогов, выдержки из интервью электронному изданию AtomInfo.Ru, 2008 год

Но нам нужны не только реакторы, но и преподаватели! Раньше считалось, что главная проблема сохранения ядерных знаний - это наличие студентов. Но теперь поняли, что студенты появятся, как только им будут предложены хорошие финансовые условия (стипендия и т.п.).

Настоящая проблема заключается в профессорах. В Чехии осталось полтора профессора на десяток студентов! В Германии, Швеции профессоров в области ядерной энергетики не осталось вообще. Что касается России, то назову лишь один статистический факт - средний возраст наших атомных профессоров уже превысил среднюю продолжительность жизни в России.

В этих условиях можно говорить только об одном - об инвентаризации научных школ и профессоров, а также об инвентаризации экспериментальной базы для вузов. С подобным предложением на семинаре выступили делегации России и США.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 07.06.2008

Темы: Виктор Мурогов


Rambler's Top100