Мы продолжаем цикл наших репортажей из чешской компании "Шкода-JS", входящей в состав российской группы ОМЗ.
Репортаж первый. Чешские машиностроители сохранили атомный потенциал
Неспешная прогулка между зданиями "JS" настраивает всех собеседников на миролюбивый лад. Чехия - красивая страна, а Пльзень очень симпатичный город, в котором тянет поговорить о возвышенном. Например, о том, что могла бы "JS" предложить российской атомной программе.
- В наш реакторный комплект входят такие же поставочные узлы, как и в России. Корпус, ВКУ, в том числе, шахта и блок защитных труб, а также верхний блок, оснастка для верхнего блока, приводы органов регулирования и КНИ, - рассказывает корреспонденту AtomInfo.Ru технический директор "JS" Ян Здебор.
- А входят ли в понятие комплекта от "JS" парогенераторы?
- С точки зрения поставки, входят. Но не с точки зрения изготовления. Парогенераторы на нашем предприятии не выпускаются, но они входили в наши поставки в части первого контура, например, в Темелине. Вы знаете, что "Шкода" была поставщиком оборудования первого контура и транспортно-технологической части. Но у себя мы изготовляли только часть оборудования.
- То есть, вы можете обеспечивать поставку комплекта, куда входит весь первый контур, кроме насосов. Правильно ли мы вас поняли?
- Вы всё поняли правильно, - отвечает пан Здебор. Его немедленно подхватывают чешские журналистки:
- А кто делал корпус для Темелина?
- Мы. Корпус делали здесь, на "Шкоде".
- А разве не "Витковице-холдинг"?
- Нет, "Витковице" делали парогенераторы. А корпуса выпускались на "Шкоде". Все корпуса для реакторов, которые были сделаны за пределами России, появились на свет на нашем заводе.
- Вы сделали два корпуса для Темелина и один для Белене. А куда подевался второй беленский корпус, ведь в Болгарии предполагалось построить два блока с ВВЭР-1000? - снова вступает в разговор корреспондент AtomInfo.Ru.
- Он был запущен в производство, но работы по нему были прекращены. Контракт на него не был заключён, и в начале 90-ых годов мы его утилизировали. Мы ведь запускали заготовки в производство по планам, причём не только для Белене. Мы держали в уме ещё и Темелин, где должны были построить четыре блока с ВВЭР-1000. У нас начинались работы над изготовлением частей для четырёх корпусов. Но потом всё закончилось… - отвечает Здебор.
Так что, запасного корпуса у "JS" в загашнике нет. Жаль, а то бы мы ещё что-нибудь у себя достроили. Корпусу, отгруженному со "Шкоды" в Белене, работать придётся в России, на четвёртом энергоблоке Калининской АЭС. По крайней мере, так договорились в 2006 году "Атомстройэкспорт" и "Росэнергоатом".
Беленский корпус, кстати, и болгары, и чехи оценивают очень высоко. За его изготовление инженеры "JS" брались, будучи хорошо знакомыми со всеми производственными тонкостями, например, сколько и в каких концентрациях допустимо иметь примесей к сталям. Кстати, из Болгарии в наши дни доносится тихий ропот - прикипевшие душой к своему корпусу болгары не слишком рады перспективе отдавать его россиянам.
В Пльзене нам постоянно подчёркивали - чешская компания готова выступать не только производителем реакторного оборудования, но и своего рода интегратором для исполнения российских атомных заказов на территории Чехии. Председатель правления и генеральный директор "Шкоды-JS" Мирослав Фиала считает так: "Шкода-JS" способна координировать работу чешских фирм, поставляющих инженерные услуги и оборудование для атомной энергетики".
Это стало бы вполне логичным подходом. В конце концов, у "JS" за прошедшие десятилетия сложилась прочная кооперация с множеством чешских предприятий и организаций. Но, как оказывается, и здесь возникают неожиданные подводные камни.
Продолжение следует
ИСТОЧНИК: Александр Уваров, главный редактор AtomInfo.Ru
ДАТА: 02.06.2008
Темы: ОМЗ, Восточная Европа, Чехия, Шкода-ЯМ, Атомное машиностроение