Чешские машиностроители сохранили атомный потенциал

Чешское предприятие атомного машиностроения "Шкода-JS" успешно завершило 2007 год.

Об этом на пресс-конференции в Пльзене (Чехия) группе российских и чешских журналистов, в состав которой входил корреспондент AtomInfo.Ru, заявили председатель правления и генеральный директор "Шкоды-JS" Мирослав ФИАЛА, член правления и директор по продаже и маркетингу "Шкоды-JS" Йиржи ДЕМИШ и технический директор "Шкоды-JS" Ян ЗДЕБОР.

История ядерной "Шкоды"

Работы по ядерной программе на предприятиях "Шкоды" начались в 1956 году - спустя почти 100 лет после основания общества "Шкода". В 1974 году чешские заводы подключились к деятельности по производству оборудования для реакторов ВВЭР.

Важными вехами для ядерной части "Шкоды" стали 1980 и 1989 годы, когда здесь были изготовлены первые реакторы ВВЭР-440 и ВВЭР-1000, соответственно. С 1993 года ядерный дивизион был приватизирован и преобразован в общество "Шкода JS s.r.o.", ставшее дочерним предприятием промышленного холдинга "Шкода". С 1999 года "Шкода-JS" выступает как акционерное общество.

В 2004 году в развитии чешского атомного машиностроения наступил новый этап. Владельцем "Шкоды-JS" стала российская группа ОМЗ. По состоянию на сегодня, "Шкода-JS" с полным правом называет себя среднеевропейским лидером в области поставок для атомной энергетики. Общее количество персонала чешской компании составляет 760 человек.

Предварительные финансовые показатели деятельности "Шкоды-JS" за 2007 год выглядят благоприятно. Общий объём выручки составил 98,351 млн евро со следующей разбивкой по секторам:

Ожидаемая прибыль "Шкоды-JS" в 2007 году составляет 5,748 млн евро (до выплаты налогов). Это несколько меньше показателей 2006 года (7,573 млн евро) и почти вдвое уступает показателям 2005 года (10,314 млн евро). В то же время, чешское предприятие по-прежнему остаётся намного более прибыльным по сравнению с периодом до перехода под контроль ОМЗ.

Ключевые проекты "Шкоды-JS"

Одним из ключевых проектов в области инжиринга, который осуществляется в настоящее время специалистами "Шкоды-JS", по праву считается модернизация системы контроля и управления на чешской АЭС "Дукованы" с четырьмя реакторами ВВЭР-440. Заказчиком работ выступает генерирующая компания ЧЭЗ. "Шкода-JS" является генеральным поставщиком модулей M1-M5, а в качестве субподрядчиков привлекаются такие известные компании, как "Areva NP", DSS, "ZAT Pribram" и "I&C Energo".

Установка нового оборудования на блоках АЭС "Дукованы" производится во время регулярных ППР. Завершение монтажных и наладочных работ по модулям M1 и M2 запланировано на 2009 год, а по модулям M3-M5 - на 2015 год. По словам Мирослава Фиалы, цена первого этапа контракта (по M1-M2) достигает 7 млрд чешских крон, а второго этапа (по M3-M5) - 4,5 млрд чешских крон.

Важным и интересным проектом для чешских машиностроителей станет участие в достройке третьего и четвёртого блоков АЭС "Моховце" в Словакии. Консорциум, созданный "Шкодой-JS", успешно прошёл этап квалификации и получил предложение представить тендерную оферту, которая будет подготовлена до конца мая 2008 года.

По мнению руководства "Шкоды-JS", высока вероятность того, что контракт на достройку словацких блоков будет подписан до конца текущего года. Хотя точная сумма контракта пока неизвестна, речь может идти о 30 млрд словацких крон. Ввод в эксплуатацию "Моховце-3" запланирован на сентябрь 2012 года, а "Моховце-4" - на март 2013 года.

Но на российском рынке наиболее успешный контракт "Шкоды-JS" был реализован в 2002-2004 годах не в атомной области. По заказу "Севергазпрома", чехи провели реконструкцию завода по переработке натурального газа в городе Сосногорск (Республика Коми). Этот проект оказался самым крупным чешским контрактом в России за период после 1989 года, а его стоимость достигла 107 млн евро. Для осуществления проекта потребовалось привлечение кредита от Чешского экспортного банка.

Производство оборудования для АЭС

В недалёком прошлом, "Шкода-JS", используя мощности собственного реакторного цеха, входила в элитарный клуб производителей корпусов и другого тяжёлого оборудования для легководных реакторов под давлением. В период 1980-1992 годов, в Пльзене был выпущен 21 комплект для реакторов ВВЭР-440, а также 3 комплекта для реакторов ВВЭР-1000.

Среди другого оборудования, выпускаемого на "Шкоде-JS" для АЭС, можно упомянуть приводы органов регулирования. На блоки с ВВЭР-1000 чехи поставили более 800 штук приводов ШЭМ-М. Срок службы модернизированной версии этих приводов составляет 30 лет, и они экипированы новой системой управления СГИУ-М. В число клиентов "Шкоды-JS" входят чешская АЭС "Темелин", а также четыре украинские атомных станции (Южно-Украинская, Ровенская, Хмельницкая и Запорожская).

Потребителям, эксплуатирующим ВВЭР-440, чешские машиностроители предлагают приводы ПРО-М. За всё время их было поставлено более 800 штук. В последние годы, 76 приводов приобрела венгерская АЭС "Пакш", и 43 привода - Ровенская АЭС (Украина).

"Шкода-JS" стала первым в мире производителем некоторых внутрикорпусных устройств реактора EPR-1600. По заказу "Areva NP", в Пльзене работают над внутренними частями и опорным кольцом французской реакторной установки, предназначенной для блока "Олкилуото-3" (Финляндия). Поставка данного оборудования на площадку произойдёт в течение 2008-2009 годов.

Среди другого оборудования, выпускающегося на "Шкоде-JS", следует отметить гайковёрт, позволяющий одновременно затягивать все болты и выпускаемый в сотрудничестве с германской компанией "Wenutec" для АЭС "Дукованы".

По долгосрочному договору с фирмой "GNS Эссен" в Пльзене выпускают контейнеры CASTOR и CONSTOR для транспортировки и хранения ОЯТ, а за счёт финансирования со стороны министерства энергетики США через МАГАТЭ - контейнеры VPVR/M, позволяющие вывозить топливо из исследовательских реакторов.

Компания "Шкода-JS" осуществляет также сервисные услуги для АЭС. В их число входят проведение нейтронно-физических, теплогидравлических и прочих видов расчётов, проведение эксплуатационного контроля реактора, ремонтные работы. На пятом и шестом блоках болгарской АЭС "Козлодуй" готовится модернизация полярного крана по образцу и подобию аналогичной операции, выполненной специалистами "Шкоды-JS" на АЭС "Темелин".

Возможное участие "Шкоды-JS" в российской атомной программе

В "Шкоде-JS" видят различные способы своего возможного участия в атомной программе России. Чешская компания может предоставлять россиянам услуги в области инжиниринга, проводить комплектную поставку оборудования первого контура, а также координировать работу чешских фирм, задействованных в атомной отрасли России.

На "Шкоде-JS" уверены, что смогут, при необходимости, изготавливать оборудование для будущих российских проектов, в том числе, ВВЭР-1200 и ВВЭР-1500.

Интересным и взаимовыгодным вариантом сотрудничества чехов и россиян может стать АЭС "Белене" в Болгарии. "Шкода-JS" готова взаимодействовать с "Атомстройэкспортом" в таких областях, как:

"Шкода-JS" может также предоставить гарантии для оборудования, ранее поставленного в Белене, а также обеспечить необходимые сервисные услуги.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 19.05.2008

Темы: Атомное машиностроение, Восточная Европа, Чехия, Шкода-ЯМ, ОМЗ


Rambler's Top100