Американский конгресс преодолел разногласия между своими палатами по окончательной версии текста законопроекта о сотрудничестве с Индией в атомной сфере. В ближайшие дни этот билль будет подписан президентом Джорджем Бушем, после чего он приобретёт силу закона.
Ключевой момент билля - это решение возобновить поставки ядерных материалов и технологий из США в Индию, что положит конец 25-летнему бойкоту, введённому по требованиям глобального режима нераспространения. С юридической точки зрения, билль выводит Индию из-под юрисдикции секции 123(a)2 закона США об атомной энергии, которая обуславливает ядерное сотрудничество допуском международных инспекторов на все ядерные объекты страны-получателя американских атомных технологий.
Конгресс США недвусмысленно признал, что Индия сможет сохранить своё "ядерное пирожное". В тексте билля отмечается: "Мирное атомное сотрудничество США и Индии не будет нацелено на сдерживание военной ядерной программы Индии".
В итоговой версии законопроекта, большая часть тех статей и поправок, которые вызывали протест у Дели, была либо смягчена, либо перенесена в "беззубые" (необязательные) статьи.
Так, предлагавшиеся меры жёсткого контроля и разнообразные определения со стороны президента США оказались пониженными в должности до набора информационных сообщений. Аналитик по региону Южной Азии Лиза Куртис из фонда "Наследие" поясняет этот момент следующим образом: "Определения, даваемые президентом, имеют обязательную силу, в то время как информационные сообщения станут всего лишь обычными докладами, которые администрация США будет подготавливать для конгресса".
В секции 104(d) окончательного варианта билля была включена так называемая поправка Шермана, требующая разрыва атомного сотрудничества с Индией, если последняя нарушит нормы международных соглашений о нераспространении ядерных и ракетных технологий. Однако после сделанных критических замечаний о том, что поправка объединяет действия отдельных лиц и действия правительства, парламентарии отметили - санкции не будут вводиться в том случае, если будет доказано, что правительство Индии не знало о происходящих нарушениях.
Одобренный конгрессом законопроект сохраняет действие против Индии запрета на экспорт технологий, связанных с обогащением урана, переработкой ОЯТ и производством тяжёлой воды. Однако текст билля предусматривает определённую лазейку, позволяющую Индии приобретать подобные технологии для проведения научно-исследовательских работ, одобренных МАГАТЭ.
Политолог Сумит Гангули из университета Индиана комментирует это решение конгресса так: "Это не стало сюрпризом. Соединённые Штаты не могут дать кому-либо карт-бланш в подобных вопросах".
Конечно, в законопроекте есть параграфы, способные вызвать большое недовольство у индийской стороны. Билль оставляет Дели слишком мало возможностей для манёвра в случае проведения в Индии нового ядерного испытания, а также подчёркивает, что любой взрыв приведёт к сворачиванию двустороннего сотрудничества.
В то же время, формулировки, принятые в билле, оставляют надежду на то, что конгресс не будет реагировать на проведение подкритических испытаний. "Надо понимать, что вопрос о ядерных взрывах был для американских депутатов красной чертой. Никто и не надеялся, что они внесут в законопроект существенные поправки по данному пункту", - отмечает Куртис.
Билль не оправдал надежды тех, кто намеревался создать при помощи США стратегические запасы ядерного топлива на территории Индии. Кроме этого, Вашингтон не станет помогать Дели в получении топлива из третьих стран, если поставки горючего из Соединённых Штатов окажутся по той или иной причине прерванными. На подобную помощь с американской стороны Индия сможет рассчитывать только в случае "появления причин рыночного или иного подобного характера".
Не устраивавшие Индию статьи про Иран, ограничение производства оружейных делящихся материалов и некоторые другие параграфы были перенесены в необязательные части законопроекта.
ИСТОЧНИК: Times of India, Прамит Пал Чодхури