Из двух ненужных вещей всегда можно собрать одну нужную. Конечно, если иметь для этого умение и желание. За последние месяцы Россия подписала два документа, ценность которых вызывает большие сомнения - рамочное соглашение о сотрудничестве между "Атомэнергопромом" и "Тошибой", а также соглашение "123" с США. Но можно ли обернуть их во благо российской атомной отрасли? Можно, если вспомнить о "Вестингаузе" и его топливе для ВВЭР.
Безусловно, "Вестингауз" - враг. Он покусился на святое, а именно, на российскую долю топливного рынка. Да вот только называть его главным конкурентом россиян почему-то не получается.
Зададим в приватной обстановке вопрос атомщикам из Болгарии, Украины, Финляндии и многих других государств Восточной Европы: "Какой следующий реактор появится в их стране?". В большинстве случаев, мы получим один и тот же ответ: "EPR". Заметим, не ВВЭР и не AP-1000. А это означает, что и у "Росатома", и у "Вестингауза" есть один и тот же очень и очень сильный противник - французская группа AREVA.
Вспомним, кто пришёл в Иран на площадку в Ахвазе сразу, как только появилась такая возможность? Кто закрепился в Индии на Джайтапуре, не дожидаясь снятия международной блокады? Кто подгребает под себя арабские государства, в том числе, и из бывшего "социалистического" лагеря? Наконец, кто днями и ночами не вылезал из резиденции Лукашенко? Ответ один - группа AREVA. Но она же портит нервы "Вестингаузу" в Китае, ЮАР, Канаде и даже на территории США.
Может быть, настало подходящее время для того, чтобы заключить с "Вестингаузом" пакт о ненападении? Разделить сферы влияния и обезопасить себя от ненужной конкуренции? Тем более, что теперь для этого у России имеются целых два основания - соглашение с "Тошибой" (владельцем "Вестингауза") и соглашение с США (страной, на территории которой расположена штаб-квартира "Вестингауза").
Самое главное - правильно выбрать момент, чтобы сесть за стол переговоров с наибольшим набором козырей. А они - козыри - сейчас могут прийти в руки россиянам.
"Вестингауз", конечно, американская компания, но владеют её акциями японцы и казахстанцы. Что бы ни говорили в Вашингтоне о глобальном мире, репутация "Вестингауза" в глазах американских политиков начинает медленно, но верно опускаться вниз.
Недавняя "загогулина" сенатора Маккейна, назвавшего "General Electric", а не "Вестингауз", символом ядерного ренессанса, стала лишь вершиной айсберга, скрывающего бурные баталии в Вашингтоне вокруг "американского атома с азиатским лицом". А это значит, что "Вестингауз" может оказаться куда более сговорчивым на переговорах с российскими атомщиками, чем предполагалось в самых смелых ожиданиях.
ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, AtomInfo.Ru
ДАТА: 10.05.2008
Темы: США, Вестингауз, AREVA, Россия