Глобальная нехватка машиностроительных мощностей повышает шансы канальных реакторов CANDU, считает газета Toronto Star.
Японская компания "Japan Steel Works" (JSW) входит в число немногих в мире, способных выпускать заготовки больших размеров для производства корпусов водяных реакторов под давлением. В международном атомном сообществе растут опасения, что японский завод не сможет справиться с лавиной заказов, которая непременно возникнет из-за роста спроса на атомную энергетику.
JSW в состоянии выпускать в год не более пяти комплектов заготовок для легководных реакторов (по другим данным, не более четырёх. - AtomInfo.Ru). Эксперт по вопросам атомной энергетики Шарон Сквасони из Карнеги-центра называет текущее положение в мировом атомном машиностроении "атрофией".
Канадская провинция Онтарио, как известно, объявила тендер на строительство новых атомных энергоблоков, участие в котором принимают королевская корпорация AECL с проектом тяжёловодных реакторов и два поставщика легководных технологий - AREVA и "Вестингауз".
Если выбор будет сделан в пользу кого-либо из двух последних, то, по оценкам экспертов, период ожидания до начала исполнения заказа на производство длинноциклового оборудования составит от 2 до 3 лет. Эта оценка справедлива для случая, если заказ будет размещён в ближайшее время. В дальнейшем, ситуация только ухудшится.
Газета напоминает также, что японские машиностроители требуют от заказчиков внесения солидного аванса - до 100 млн долларов за каждый комплект. Кроме этого, у JSW имеется портфель выгодных контрактов с предприятиями нефтехимической промышленности, а также с компаниями, сооружающими электростанции на ископаемом топливе.
Чак Потлер, вице-президент "Ontario Power Generation", говорит, что прекрасно осведомлён о наличии в машиностроении "бутылочного горлышка", способного поставить под угрозу атомные планы канадской провинции: "Является ли это соображение важным? Как вы в состоянии догадаться и сами, разумеется, является".
Но головная боль одних реакторных поставщиков может стать важным козырем в руках других. Королевская корпорация AECL, предлагающая тяжёловодные канальные реакторы типа CANDU, не нуждается в больших заготовках для строительства своих установок.
"В нашем проекте мы используем не корпус, а трубы под давлением (так называемые pressure tubes)", - сказал пресс-секретарь корпорации Дейл Коффин (Dale Coffin) незадолго до введения официального запрета всем участникам тендера в Онтарио на публичное обсуждение своих технологий.
В реакторах CANDU в качестве замедлителя выступает тяжёлая вода. Это позволяет реакторам работать на природном уране (или на уране с обогащением ниже, чем в легководных реакторах). Однако замедлительная способность D2O намного хуже, чем H2O, и это требует введения в проект реактора существенно больших объёмов замедлителя.
Проектанты первых моделей CANDU быстро осознали, что в Канаде нет предприятий, способных изготовлять гигантские корпуса - даже большие, чем для легководных реакторов. Поэтому в CANDU использован принципиально иной подход. Активная зона канадских тяжёловодников состоит из множества расположенных горизонтально труб под давлением (pressure tubes), в каждую из которых загружается по 13 ТВС (fuel bundles).
Пояснение по проекту реактора CANDU
(рисунок с сайта http://www.nuclearfaq.ca)
Производить трубы под давлением гораздо проще, чем корпуса. Более того, трубы могут выпускаться различными заводами, отмечает Коффин.
Конечно, CANDU требуются большие заготовки для парогенераторов. Однако у этих заготовок нет нужды в толстых стенках - как для корпусов реакторов - что расширяет выбор потенциальных производителей.
Менеджер "Japan Steel" по продажам в США Том Нода оценивает перспективы CANDU с оптимизмом: "Мы полагаем, что наша компания сможет без труда обслуживать заказы корпорации AECL. Размеры оборудования для реакторов CANDU намного меньше, чем оборудования для легководных реакторов".
Но за простоту в изготовлении требуется платить сложностью конструкции, и в этом проектантов CANDU регулярно упрекают их критики. "Представьте себе автомобиль, к мотору которого идут 400 входных и столько же выходных трубок. Кто купит себе такое изделие?" - спрашивает Фрэнк Грининг, бывший инженер "Ontario Power Generation".
Грининг напоминает, что каждая из труб под давлением в реакторе CANDU должна тщательно мониториться во время эксплуатации. Многочисленность входных/выходных трубопроводов усложняет борьбу с коррозией. Всё это и многие другие факторы вынуждают проектантов закладывать необходимость проведения дорогостоящей модернизации и замены оборудования в середине срока службы тяжёловодников.
В этой связи, электронное издание AtomInfo.Ru располагает довольно любопытными сведениями по допущениям, принятым канадскими атомщиками при проектировании реактора ACR-1000, которые в итоге привели к полной потере экспортопригодности установки. Мы опубликуем эти данные после проведения дополнительной проверки. - AtomInfo.Ru.
Нельзя не добавить, что конкуренты AECL не сидят сложа руки. Так, группа AREVA приобрела французские заводы "Sfarsteel", что позволит ей снизить зависимость от японских машиностроителей.
Если говорить о "Вестингаузе", то эту компанию можно признать самой зависимой от JSW. Для каждого из блоков с AP-1000 потребуется по 23 заготовки. Впрочем, по утверждению пресс-службы "Вестингауза", от 10 до 15 из этого числа могут быть заказаны не на JSW, а у альтернативных поставщиков.
Со временем, монополия "Japan Steel Works" может быть подорвана за счёт появления новых заводов. Об интересе к рынку заготовок говорят в "Doosan Heavy Industries" (Южная Корея) и "Japan Casting & Forgings Corp." (Япония). В "Вестингаузе" надеются на то, что уже в 2009-2010 годах южнокорейская компания выйдет на производительность 23 заготовки в год - то есть, будет ежегодно выпускать полный комплект заготовок для одного блока с AP-1000.
Сделать крупные инвестиции в атомное машиностроение планируют также Китай в лице компании "China First Heavy Industries Company Ltd." и Великобритания ("Sheffield Forgemasters International Ltd.").
Но всё это случится явно не завтра. И поэтому перед властями канадской провинции Онтарио стоит нелёгкий выбор. Следует ли им предпочесть корпусные реакторы с риском оказаться в конце огромной очереди за оборудованием, или целесообразнее дать ещё один шанс канальным тяжёловодникам? Ответ на этот вопрос мы узнаем до конца текущего года, пишет газета.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 09.05.2008
Темы: Атомное машиностроение, AECL, AREVA, Вестингауз, Канада