Корпусные против канальных - очередной раунд пройдёт в Онтарио

Глобальная нехватка машиностроительных мощностей повышает шансы канальных реакторов CANDU, считает газета Toronto Star.

Японская компания "Japan Steel Works" (JSW) входит в число немногих в мире, способных выпускать заготовки больших размеров для производства корпусов водяных реакторов под давлением. В международном атомном сообществе растут опасения, что японский завод не сможет справиться с лавиной заказов, которая непременно возникнет из-за роста спроса на атомную энергетику.

JSW в состоянии выпускать в год не более пяти комплектов заготовок для легководных реакторов (по другим данным, не более четырёх. - AtomInfo.Ru). Эксперт по вопросам атомной энергетики Шарон Сквасони из Карнеги-центра называет текущее положение в мировом атомном машиностроении "атрофией".

Канадская провинция Онтарио, как известно, объявила тендер на строительство новых атомных энергоблоков, участие в котором принимают королевская корпорация AECL с проектом тяжёловодных реакторов и два поставщика легководных технологий - AREVA и "Вестингауз".

Если выбор будет сделан в пользу кого-либо из двух последних, то, по оценкам экспертов, период ожидания до начала исполнения заказа на производство длинноциклового оборудования составит от 2 до 3 лет. Эта оценка справедлива для случая, если заказ будет размещён в ближайшее время. В дальнейшем, ситуация только ухудшится.

Газета напоминает также, что японские машиностроители требуют от заказчиков внесения солидного аванса - до 100 млн долларов за каждый комплект. Кроме этого, у JSW имеется портфель выгодных контрактов с предприятиями нефтехимической промышленности, а также с компаниями, сооружающими электростанции на ископаемом топливе.

Чак Потлер, вице-президент "Ontario Power Generation", говорит, что прекрасно осведомлён о наличии в машиностроении "бутылочного горлышка", способного поставить под угрозу атомные планы канадской провинции: "Является ли это соображение важным? Как вы в состоянии догадаться и сами, разумеется, является".

Но головная боль одних реакторных поставщиков может стать важным козырем в руках других. Королевская корпорация AECL, предлагающая тяжёловодные канальные реакторы типа CANDU, не нуждается в больших заготовках для строительства своих установок.

"В нашем проекте мы используем не корпус, а трубы под давлением (так называемые pressure tubes)", - сказал пресс-секретарь корпорации Дейл Коффин (Dale Coffin) незадолго до введения официального запрета всем участникам тендера в Онтарио на публичное обсуждение своих технологий.

В реакторах CANDU в качестве замедлителя выступает тяжёлая вода. Это позволяет реакторам работать на природном уране (или на уране с обогащением ниже, чем в легководных реакторах). Однако замедлительная способность D2O намного хуже, чем H2O, и это требует введения в проект реактора существенно больших объёмов замедлителя.

Проектанты первых моделей CANDU быстро осознали, что в Канаде нет предприятий, способных изготовлять гигантские корпуса - даже большие, чем для легководных реакторов. Поэтому в CANDU использован принципиально иной подход. Активная зона канадских тяжёловодников состоит из множества расположенных горизонтально труб под давлением (pressure tubes), в каждую из которых загружается по 13 ТВС (fuel bundles).

Пояснение по проекту реактора CANDU
(рисунок с сайта http://www.nuclearfaq.ca)

Производить трубы под давлением гораздо проще, чем корпуса. Более того, трубы могут выпускаться различными заводами, отмечает Коффин.

Конечно, CANDU требуются большие заготовки для парогенераторов. Однако у этих заготовок нет нужды в толстых стенках - как для корпусов реакторов - что расширяет выбор потенциальных производителей.

Менеджер "Japan Steel" по продажам в США Том Нода оценивает перспективы CANDU с оптимизмом: "Мы полагаем, что наша компания сможет без труда обслуживать заказы корпорации AECL. Размеры оборудования для реакторов CANDU намного меньше, чем оборудования для легководных реакторов".

Но за простоту в изготовлении требуется платить сложностью конструкции, и в этом проектантов CANDU регулярно упрекают их критики. "Представьте себе автомобиль, к мотору которого идут 400 входных и столько же выходных трубок. Кто купит себе такое изделие?" - спрашивает Фрэнк Грининг, бывший инженер "Ontario Power Generation".

Грининг напоминает, что каждая из труб под давлением в реакторе CANDU должна тщательно мониториться во время эксплуатации. Многочисленность входных/выходных трубопроводов усложняет борьбу с коррозией. Всё это и многие другие факторы вынуждают проектантов закладывать необходимость проведения дорогостоящей модернизации и замены оборудования в середине срока службы тяжёловодников.

Нельзя не добавить, что конкуренты AECL не сидят сложа руки. Так, группа AREVA приобрела французские заводы "Sfarsteel", что позволит ей снизить зависимость от японских машиностроителей.

Если говорить о "Вестингаузе", то эту компанию можно признать самой зависимой от JSW. Для каждого из блоков с AP-1000 потребуется по 23 заготовки. Впрочем, по утверждению пресс-службы "Вестингауза", от 10 до 15 из этого числа могут быть заказаны не на JSW, а у альтернативных поставщиков.

Со временем, монополия "Japan Steel Works" может быть подорвана за счёт появления новых заводов. Об интересе к рынку заготовок говорят в "Doosan Heavy Industries" (Южная Корея) и "Japan Casting & Forgings Corp." (Япония). В "Вестингаузе" надеются на то, что уже в 2009-2010 годах южнокорейская компания выйдет на производительность 23 заготовки в год - то есть, будет ежегодно выпускать полный комплект заготовок для одного блока с AP-1000.

Сделать крупные инвестиции в атомное машиностроение планируют также Китай в лице компании "China First Heavy Industries Company Ltd." и Великобритания ("Sheffield Forgemasters International Ltd.").

Но всё это случится явно не завтра. И поэтому перед властями канадской провинции Онтарио стоит нелёгкий выбор. Следует ли им предпочесть корпусные реакторы с риском оказаться в конце огромной очереди за оборудованием, или целесообразнее дать ещё один шанс канальным тяжёловодникам? Ответ на этот вопрос мы узнаем до конца текущего года, пишет газета.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 09.05.2008

Темы: Атомное машиностроение, AECL, AREVA, Вестингауз, Канада


Rambler's Top100