Индия приступает к новому этапу развития национальной программы строительства быстрых бридеров. Доктор Балдев Радж, директор центра атомных исследований имени Индиры Ганди (IGCAR), заявил, что к 2017 году исследовательский быстрый реактор FBTR будет полностью переведен на металлическое топливо, пишет Hindu.
"Мы планируем начать загрузку металлического топлива в FBTR в 2010 году", - сообщил Радж. Он добавил, что к 2014 году в центре IGCAR будет завершено сооружение завода по фабрикации, переработке и рефабрикации металлического топлива.
Потребность в металлическом топливе для быстрых реакторов определяется необходимостью иметь повышенное значение КВ. В натриевых реакторах с оксидным топливом, разрабатываемых индийскими специалистами, КВ составляет всего лишь 1,1. В то же время, при переходе на карбидное топливо КВ возрастает до 1,2-1,3, а в случае металлического топлива - до 1,3-1,5, уточнил доктор Радж.
Высокие значения коэффициента воспроизводства позволят сократить время удвоения ядерного горючего и ускорить темпы ввода в строй новых быстрых реакторов на уран-плутониевом топливе, считает Радж. Это особенно важно, если учесть, что Индия планирует приступить после 2020 года к строительству серии быстрых натриевых реакторов мощностью по 1000 МВт(эл.). В настоящее время, в этой стране сооружается головной блок малой серии быстрых реакторов мощностью по 500 МВт(эл.).
Директор IGCAR подчеркнул, что переработка выгружаемого из активной зоны металлического топлива станет непростой задачей и будет отличаться от переработки ОЯТ реакторов с оксидным топливом: "Создание технологии переработки ОЯТ будет очень сложной задачей. Нам придётся для этого использовать пирометаллургические методы".
В то же время, Радж признал, что индийским атомщикам не удастся использовать металлическое топливо ни в строящемся опытно-демонстрационном блоке с реактором PFBR-500, ни на всех предполагаемых реакторах малой серии мощностью по 500 МВт(эл.) каждый, из-за проектных ограничений: "Мы не сможем загрузить металлическое топливо в эти реакторы, так как этого не позволяет сделать их проект. Но мы хотели бы всё-таки каким-либо образом добиться этого, и мы продолжим искать пути перевода "пятисотников" на металлическое топливо".
Готовясь к будущему использованию металлического топлива, центр IGCAR не забывает о насущных задачах завтрашнего дня. Для обеспечения надёжной эксплуатации PFBR-500 и двух последующих реакторах малой серии, которые будут построены в Калпаккаме, в центре ведётся подготовка к разработке проекта завода FRFCF (Fast Reactor Fuel Cycle Facility), в чью задачу будет входить переработка ОЯТ индийских быстрых реакторов и фабрикация MOX-топлива. Коммерческая эксплуатация завода начнётся в 2012 году.
"Наша идеология такова - завод по переработке и фабрикации будет находиться на той же площадке, что и быстрые реакторы. Это важно как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения экономики, так как существенно упрощает логистику. Если в Калпаккаме не будет собственных заводов топливного цикла, то MOX-топливо для реакторов придётся изготавливать в центре атомных исследований имени Хоми Баба (BARC) в Мумбаи. Соответственно, в этом случае нам пришлось бы вывозить ОЯТ из Калпаккама в Мумбаи, а по обратному маршруту доставлять изготовленные топливные сборки", - считает Радж.
Между тем, как минимум, две первых топливных загрузки для PFBR-500 придётся всё-таки поставлять из BARC. Дело в том, что пуск PFBR-500 намечен на 2010 год, а начало работы топливного завода в Калпаккаме произойдёт два года спустя после этой даты. Следует отметить, что частичные перегрузки в быстрых реакторах индийской конструкции будут происходить каждые 8 месяцев.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 03.05.2008
Темы: ЯТЦ, Быстрые натриевые реакторы, Азия, Индия