Уран и бедность навсегда

Большинство американцев слышали о Нигере только благодаря бывшему дипломату Джозефу Уилсону, который утверждал, что в этой африканской стране пытался купить уран Саддам Хуссейн. Этот желанный для всего мира ценный ресурс стал причиной для страдания множества жителей Нигера, пишет Вашингтон Пост.

В пыльном городе Агадес, нередко называемом "воротами в Сахару", 31-летний Мохамед Абду продаёт серебряные украшения, сделанные мастерами-туарегами. На его небольшой магазин, расположенный прямо напротив мечети XVI столетия, некогда трудилось 18 ювелиров, а доходы от торговли обеспечивали спокойную жизнь хозяину, его жене и ребёнку, матери, девятерым братьям и сёстрам, тётушке, двум дядям и шести кузенам. Но начавшаяся на севере Нигера война за уран положила конец успешной коммерции.

Горнодобывающие компании своей деятельностью угрожают самому существованию туарегов - племён, пришедших в пустыню на севере Нигера в X веке. В ответ на новую угрозу, туареги взялись за оружие, чтобы защитить свой кочевой образ жизни, а также добиться своей доли от экспорта урана.

Стоит добавить, что неспокойно и у нигерских соседей. На севере Ливия и Алжир предоставляют благодатную почву для взращивания группировок, созданных по образу и подобию "Аль-Каеды". На востоке волна насилия разрушает Чад и Судан.

Американские военные аналитики уверены, что Нигеру и другим нищим мусульманским государствам необходимо помогать и стабилизировать их экономику. Это лучший, на их взгляд, метод предотвращения роста террористических угроз во всём мире. Из своего афганского опыта, армия США вынесла важный практический урок - война и бедность рождают новых террористов.

Две трети территории Нигера заняты пустынями. 99% населения этой страны - мусульмане. Нигер страдает от бедности, межэтнических разногласий и регионального соперничества, которые до поры до времени остаются незаметными на фоне роста спроса на уран. Цена урана выросла с недавних 9 долларов за фунт до 75 долларов, причём на короткое время она удерживалась даже у отметки 135 долларов. В течение ближайших нескольких лет, Нигер планирует более, чем удвоить экспорт урана. В борьбу за право распоряжаться богатейшими нигерскими месторождениями вступили компании из Австралии, Индии, Канады, Китая и Франции.

Уран - точно так же, как золото, алмазы, каучук и нефть - несёт для Африки хаос и насилие. В феврале 2007 года юные туареги взялись за оружие, чтобы сформировать Движение за справедливость Нигера (ДСН). Новая организация потребовала частичной передачи в её руки контроля за добычей урана и соответствующей доли в валютных поступлениях за его экспорт. Туареги протестуют против заявлений центрального правительства, которое считает - кочевники не имеют никаких прав на землю, где они проживают многие столетия. Мятежники требуют также элементарных, на взгляд цивилизованного человека, вещей - создания системы здравоохранения, образования и развития экономики. Всё это им уже обещали после их предыдущего восстания в 1995 году.

Ответ правительства стал типичным для африканских условий. На север Нигера было направлено 4000 солдат и офицеров. С тех пор, у местного населения исчезли последние надежды на процветание. "Мой магазин закрыт. Я не могу продать ни одного серебряного кольца. Я упал на самое дно. У нас всё закрыто, а военные запрещают выходить на улицу после 7 часов вечера. В городе не видно ни машин, ни мотоциклов. Наши дети больше не ходят в школу, потому что они боятся", - говорит Мохамед Абду. Ещё год назад, в Агадесе было полно приехавших на верблюдах кочевников и добравшихся сюда туристов из Европы.

В 2007 году нигерская армия потеряла убитыми свыше 50 человек. В актах возмездия, солдаты убили не меньшее число повстанцев и местных жителей. В тюрьмы без суда и следствия были брошены десятки людей, утверждает международная организация по правам человека (Human Rights Watch).

В этом году ситуация становится ещё более плохой. В ярости от успешных набегов повстанцев, солдаты развязали в прошлом месяце настоящую резню. В докладах "Amnesty International" говорится о вопиющих случаях насилия - так, одному из подозреваемых в связи с мятежниками военные отрезали уши и заживо сожгли.

Туарегов называют "голубыми людьми пустыни" за традиционные цвета их накидок и тюрбанов. Племена туарегов представляют собой замкнутые общины, исповедующие умеренный вариант ислама. Они говорят на своём языке, уходящему корнями к древним ливийским говорам. На протяжении веков эти кочевники жили в постоянной борьбе с наступающей пустыней и добывали средства к существованию за счёт караванной торговли.

Туареги разбросаны по пяти государствам северной Африки. В одном только Нигере их число составляет 1,6 млн человек, или 11% от населения страны. После окончания сезона летних дождей, сотни тысяч туарегов приходили к соляным копям на севере Нигера, в нескольких сотнях миль от Агадеса, для празднеств и откорма скота. Больше такой возможности у них не осталось - их священные земли огорожены красными флажками уран-добывающих компаний. Как утверждают в ДСН, ни одна из заявок на разведку и добычу урана не была согласована с племенами туарегов.

Боевики Движения говорят, что у них не осталось иного выбора - они должны сражаться с оружием в руках, иначе им грозит физическое вымирание. В прошлом году в одной из успешных операций повстанцы смогли захватить в плен группу правительственных солдат и менеджера одной из китайских уран-добывающих компаний. В ответ президент Нигера Мамаду Танджа назвал членов ДСН бандитами и наркоторговцами, отказался вести с ними любые переговоры, ввёл на севере страны чрезвычайное положение и наложил запрет на поездки в зону боевых действий любым иностранным журналистам. Репортёру радиостанции "Radio France International" было предъявлено обвинение в связях с повстанцами - он попал за решётку и ему угрожает смертный приговор.

Соединённые Штаты не оказывают Нигеру практически никакой помощи, за исключением военной. США вооружают нигерскую армию и обучают её солдат в соответствии с так называемым транссахарским антитеррористическим партнёрством. Лидеры ДСН призывают Вашингтон использовать своё влияние и склонить правительство к мирным переговорам, но американцев это предложение не интересно.

Ну а пока что люди, которым выпало несчастье жить рядом с месторождениями урана в годы ядерного ренессанса, пытаются спастись самостоятельно. Мохамед Абду мечтает добраться до соседнего государства за 500 миль от Агадеса, чтобы распродать там свои запасы ювелирных украшений, но установленные на дорогах противопехотные мины делают такое путешествие смертельно опасным.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 27.04.2008

Темы: Уран, Африка, Нигер


Rambler's Top100