Аудиторы просят американских энергетиков определиться с судьбой урановых хвостов

Начиная с 40-ых годов, на складах министерства энергетики (DoE) США накапливаются запасы урановых хвостов - обеднённого урана в форме гексафторида. К данному моменту, на площадках в Падуке и Портсмуте хранится примерно 730 тысяч тонн хвостов, отмечают в своём докладе аудиторы главной бухгалтерской службы США (GAO - аналог российской Счётной палаты).

Урановые хвосты в США длительное время причислялись к ядерным отходам, так как затраты, необходимые для извлечения из них оставшихся количеств 235U, превышали стоимость получаемого при дообогащении продукта. Однако резкий рост стоимости урана заставляет по-новому взглянуть на накопившиеся хвосты.

По мнению аудиторов, при нынешних уровнях цен может оказаться экономически выгодным дообогащать обеднённый уран с содержанием 235U на уровне 0,3% и выше. Такое количество делящегося изотопа характерно для почти трети хвостов, принадлежащих DoE (260 тысяч тонн).

Аудиторы рассмотрели стратегию DoE по обращению с ураном, посетили обогатительные заводы в Портсмуте и Падуке, а также провели собеседования со многими специалистами и экспертами. По итогам своего расследования, GAO пришла к следующим выводам.

DoE располагает тремя возможными вариантами обращения с хвостами:

Продажа хвостов выглядит маловероятной из-за особенностей американского законодательства. В положении о министерстве отсутствуют условия для возможных продаж обеднённого урана. Если конгресс США согласится внести необходимые изменения и предоставить DoE право торговать хвостами, то на них в будущем могут появиться покупатели в лице энергетических компаний или обогатительных предприятий.

Не исключено, что при этом министерству придётся предоставлять покупателям скидки, чтобы компенсировать дополнительные риски, связанные с возможным ростом цен на услуги по обогащению урана или неспособностью покупателей дообогатить приобретённые объёмы хвостов.

Дообогащение хвостов, в отличие от их прямой продажи, не встретит никаких юридических препон. DoE имеет полное право обратиться к сторонним компаниям с просьбой о дообогащении с целью последующей продажи полученного природного или обогащённого урана.

Конечно, министерству придётся оплачивать услуги обогатительных предприятий, однако произведённый ими продукт может быть на общих основаниях выведен на рынок. Важно, что у покупателей при этом исчезнут причины, позволяющие добиваться значительных скидок, как в случае с прямой продажей хвостов.

Бессрочное хранение хвостов также не запрещено американским законодательством. Но в этом случае DoE не просто лишится дополнительных доходов, возникающих при реализации первых двух вариантов. Министерству придётся ежегодно ассигновать крупные суммы для обеспечения безопасного хранения хвостов. По нынешним ценам, в год на эти нужды DoE обязано выделять до 4 млн долларов.

Имеющиеся у DoE планы по химической конверсии обеднённого гексафторида урана в менее агрессивную и более стабильную форму могут осложнить в будущем возвращение хвостов в топливный цикл (в том случае, если цены на уран продолжат возрастать), так как в этом случае потребуются дополнительные расходы для обратной конверсии в гексафторид.

По состоянию на сегодня, DoE до сих пор не определилось с тем, как же оно собирается поступать с обеднённым ураном. В марте 2008 года было принято политическое заявление об основных направлениях работы в этой области, однако в нём отсутствуют конкретные детали - например, не указано, стоит ли продавать хвосты с высоким содержанием 235U напрямую или предварительно производить их дообогащение.

Общая стоимость запасов американского обеднённого урана достаточно высока, хотя эта величина во многом зависит от спекулятивных рыночных цен на уран. Если исходить из цен февраля 2008 года, то речь идёт о 7,6 млрд долларов; однако если брать в рассмотрение минимальную и максимальную цены на уран за последние 8 лет, то стоимость запасённых хвостов в США будет варьироваться от 0 до 20 млрд долларов. При определении потенциальных прибылей необходимо также брать во внимание наличие или отсутствие свободных разделительных мощностей в США и на мировых рынках.

Аудиторы GAO призвали конгресс США внести необходимые правки в законодательство, которые предоставили бы большую свободу DoE при обращении с обеднённым ураном. Одновременно с этим, GAO выразила сожаление, что в министерстве энергетики отсутствует чёткая стратегия обращения с подобным материалом.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 06.04.2008

Темы: ЯТЦ, Урановые хвосты, США


Rambler's Top100