Латинская Америка задумывается о мирном атоме. Рост цен на углеводороды и стремление к энергонезависимости заставляет региональные государства - от Бразилии и Аргентины до Суринама - вернуться в 80-ые годы и вновь обратить свой взор на атомную энергетику.
Латинская Америка не богата на АЭС - всего в этом регионе работает 6 атомных блоков (по 2 в Бразилии, Аргентине и Мексике). Все три страны-владельца лелеют надежды на расширение ядерных программ. Так, президент Бразилии Лула да Сильва собирается достроить заброшенный в своё время за ненадобностью атомный энергоблок "Ангра-3". Вслед за этим, могут последовать новые реакторы и даже собственная атомная подводная лодка.
В соседней Аргентине выделяют средства на достройку готового на 80% блока "Атуча-2". В Мексике говорят о целесообразности модернизации станции "Лагуна Верде" с форсированием её мощности на 20%. К клубу атомщиков готова присоединиться Чили, страдающая от нехватки природного газа. Удивительно, но атомные планы вынашивает даже Суринам, где амбициозные бизнесмены хотели бы приобрести небольшой газоохлаждаемый высокотемпературный реактор нового поколения.
Обстоятельства вынуждают латиноамериканцев действовать во многом самостоятельно. Германский концерн "Сименс", начинавший сооружать блок "Атуча-2" в 1981 году, в наши дни полностью вышел из атомного бизнеса. Инженерам из аргентинской компании "Nucleoelectrica Argentina SA" придётся взять ответственность за достройку блока на себя. Надо отметить, что подобная перспектива их пока никак не смущает, атомщики Аргентины полностью уверены в своих силах.
Но излишняя самостоятельность может оказаться для региона опасной и экономически невыгодной. В атомной энергетике проведена невидимая на первый взгляд граница, переход которой потребует немалых затрат и способен создать крупный международный скандал. Эта граница проходит между реакторами и ядерным топливным циклом, в особенности, обогащением урана.
Урановые чёрные ходы в ДНЯО
Долгие годы контроль за распространением ядерного оружия осуществлялся неформально, путём надзора со стороны двух "больших братьев" (СССР и США). В конце 60-ых годов ведущие мировые державы договорились положить конец подобной практике и заключили так называемый "договор ДНЯО" (nuclear non-proliferation treaty, NPT). По условиям договора, только пять государств получили статус обладателей ядерного оружия, а всем остальным странам было запрещено производить или приобретать ядерные взрывные устройства в обмен на помощь в развитии гражданского атомного сектора.
Естественно, что многие с первых же дней назвали ДНЯО дискриминационным соглашением. Чтобы заманить в ряды его участников как можно больше государств, создатели договора пошли на ухищрения. В ДНЯО не приводится чёткого определения для понятия "обладание ядерным оружием". В 1969 году советник по национальной безопасности США Генри Киссинджер писал: "Договор намеренно оставляет неопределённой позицию таких государств… которые в настоящее время могут уже произвести ядерное оружие, однако не взорвали его… Каждой такой нации была оставлена возможность дать собственное определение, что означает термин "производить".
Отсутствие однозначной терминологии привело к тому, что в ДНЯО образовались чёрные ходы. Отдельные государства получили возможность развивать мирную атомную энергетику и пользоваться благами международного сотрудничества лишь для того, чтобы в некий момент выйти из ДНЯО и превратиться в страну, вооружённую атомными бомбами. Наглядный пример слабости ядерного договора - ситуация вокруг Северной Кореи.
Наиболее неприятным из чёрных ходов ДНЯО в наши дни считается вопрос об обогащении урана. Та страна, которая умеет эффективно разделять изотопы урана, может с полным правом называть себя пороговой, то есть, стоящей на грани приобретения ядерного оружия. В то же время, в договоре отсутствует прямой запрет на овладение технологией обогащения урана для неядерных государств.
В Латинской Америке дальше всех по урановому чёрному ходу зашла Бразилия. В мае 2006 года в этой стране состоялось открытие завода по обогащению урана в Резенде. Центрифуги, позволяющие отделять сырьевые и делящиеся изотопы урана, спроектированы и построены бразильскими специалистами, в том числе, и теми из них, кто работает на военно-морской флот.
В МАГАТЭ пристально отслеживают положение дел в Бразилии. К сожалению, у международного сообщества всё ещё свежи в памяти воспоминания о заявлениях и поступках военной хунты. Среди прочего, генералы приобрели у так и не установленного продавца запасы высокообогащённого урана, а также занимались строительством шахты на базе ВВС в Качимбо, предназначавшейся, по мнению экспертов, для проведения подземных испытаний ядерного оружия.
Но главная опасность от бразильской программы обогащения урана связана не с прошлым региона, а с его настоящим. У Аргентины, исторического соперника бразильцев, каждый новый успех бразильских атомщиков вызывает приступ острой ревности. Из Буэнос-Айреса доносятся голоса о необходимости создания собственных мощностей по обогащению урана. А это значит, что у чёрного хода ДНЯО грозит начаться давка из числа тех, кто благими намерениями и заботами о самостоятельности и самодостаточности мирного атомного сектора вымащивает дорогу к вооружённому до зубов ядерному миру.
Интернационализация топливного цикла
Так как же возможно сохранить за государствами Латинской Америки их суверенное и неотъемлемое право на использование атомной энергии в мирных целях, не допустив при этом их опасного приближения к выходу на задний двор ДНЯО? Ответ известен. Предприятия ядерного топливного цикла, в особенности, обогатительные заводы, должны быть поставлены под многонациональный контроль, а в международных законах следует предусмотреть все необходимые гарантии бесперебойности и надёжности поставок ядерного топлива.
Высокие урановые технологии могут составлять предмет национальной гордости, сравнимой с победой на футбольном чемпионате мира. Но, так же как и футбол, обогащение урана не имеет прямой связи с экономикой. В чём действительно нуждаются Бразилия, Аргентина и другие страны Латинской Америки, так это в надёжно и без сбоев функционирующих атомных реакторах, полностью обеспеченных топливом на весь срок службы.
Есть и ещё одна проблема, серьёзность которой Латинская Америка как регион-новичок в атомной игре пока не осознаёт до конца. Отработавшее в реакторах топливо превращается в опаснейшие радиоактивные отходы. Его придётся помещать в специализированные и крайне дорогостоящие геологические хранилища сроком на десятки тысяч лет.
Но самое обидное заключается в том, что 97% от общей массы отработавшего топлива может, в реальности, быть возвращено в производственный цикл генерации электроэнергии. Для этого потребуется помощь так называемых быстрых бридеров - реакторов на быстрых нейтронах. Подобными технологиями во всём мире владеет только полдюжины государств, и рассчитывать на их появление в Латинской Америке в ближайшие столетия не стоит.
Для региональных государств было бы намного выгодней не развивать отдельные направления ядерного топливного цикла, затрачивая на это немалые силы и средства и одновременно обостряя отношения с мировым сообществом. Вместо этого, им целесообразней обращаться за помощью к ведущим ядерным державам и получать от них полный пакет услуг - от поставки ядерного топлива до полного решения проблемы ядерных отходов - на недискриминационной основе.
Но существуют ли в нашем эгоистическом мире структуры, способные предложить Латинской Америке полный топливный пакет? Пока таких структур нет, но активная работа по их созданию ведётся. Хорошим примером может стать инициатива российского президента Владимира Путина о формировании глобальной инфраструктуры атомной энергетики (ГИАЭ).
Россияне предлагают построить сеть международных топливных центров, действующих как коммерческие и независимые от правительств организации и находящихся в постоянном контакте с МАГАТЭ. Первый из подобных центров - международный центр по обогащению урана (МЦОУ) - в ближайшее время появится в далёком сибирском городе Ангарск. Такие страны, как Бразилия и Аргентина, могли бы приобрести акции МЦОУ и получить как совладельцы гарантированный доступ к обогащённому урановому продукту.
Рядом с Ангарском в ближайшем будущем построят международный топливный банк. Страны-совладельцы и клиенты МЦОУ получат возможность брать в банке урановые кредиты в том случае, если по каким-то причинам у них возникнут сложности со снабжением своих АЭС ядерным топливом.
А следующим шагом станет формирование международного центра для хранения и рециклирования отработавшего ядерного топлива, куда совладельцы и клиенты МЦОУ смогут сдавать выгруженные из своих реакторов топливные кассеты - тем самым, полностью излечиваясь от головной боли, вызванной проблемой ядерных отходов. Ну и в качестве дополнительного бонуса, атомный план Путина предусматривает создание международных центров для подготовки квалифицированных кадров для АЭС.
Предложение России выглядит весьма щедрым и заманчивым. Закрывая чёрный ход в ДНЯО, Москва выдвигает взамен хорошо проработанный и всеобъемлющий план по созданию глобальной атомной инфраструктуры. Мяч теперь на стороне поля атомных новичков, в том числе, и Латинской Америки. Так что же выберут в Бразилии и Аргентине - путь конфликтов и запредельных трат или путь кооперации с развитыми державами, ведущий к энергетической стабильности и экономическому процветанию? Иными словами, Латинской Америке пора определяться - пройдёт ли её путь к мирному атому через чёрный ход или через парадный подъезд?
ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, AtomInfo.Ru
ДАТА: 22.03.2008
Темы: АЭС, Латинская Америка, ЯТЦ