Статьи

ЧМЗ - рекорд по производству оболочек

Россия и Мьянма подписали МПС по АСММ

Ленинград-6 - начался монтаж статора генератора

Георгий Тошинский: о ТЖМТ и не только

США - Окридж и лазерное обогащение

АЭС Palisades - вопрос о парогенераторах (часть IV)

Росатом - прототип плазменного ракетного двигателя

Британия - плутоний захоронят

Росатом - МОКС-топливо для реакторов ВВЭР

Тяньвань-7 - пролив на открытый реактор

Документы

Генсхема-2042 (утверждённый вариант)

Конференции

TerraPower получила разрешение на подготовительные работы на площадке Natrium в штате Вайоминг

В мире статус действующего имеют 417 блоков, статус строящегося 62 блока - PRIS

В Димитровграде пройдёт молодёжная конференция специалистов предприятий Росатома и ФМБА России по развитию ядерных технологий

16-17 апреля 2025 года ОКБ ГИДРОПРЕСС проведёт XXV Международную конференцию молодых специалистов

В Москве отметили 125-летие со дня рождения Н.А.Доллежаля

Пресс-релизы

Врачи-онкологи познакомились с производством медицинских изделий в Физико-энергетическом институте

Памяти товарища - Красимир Христов

Более 10 заявок подали работники Физико-энергетического института для участия в отраслевой программе признания Человек года Росатома-2023

Новости ПО Старт

Новости ПО Старт

В Курчатове открыли мемориальную доску памяти ветерана атомной энергетики Германа Иванова

Более 13,7 млрд кВт-ч электроэнергии Смоленская АЭС выдала потребителям за 8 месяцев 2023 года

На Белоярской АЭС определили возможные технологии для переработки реакторного натрия

В Физико-энергетическом институте начались ремонтные работы в преддверии юбилея Первой в мире АЭС

Временный городок строителей Якутской АСММ открыт

Болгарский ядерный сайт

РУ БН-350. Накопленный опыт. Часть I.

Тема реакторов на быстрых нейтронах для нашего издания входит в число приоритетных. Сегодня мы предлагаем читателям вернуться к истокам отечественной быстрой программы - быстрому натриевому реактору БН-350. Какова была роль, отводившаяся энергоблоку в Шевченко, и какой опыт российские организации смогли получить при его эксплуатации?

Разобраться в этом нам поможет Рудольф БАКЛУШИН, эксперт МАГАТЭ с многолетним стажем, долгое время работавший заместителем главного инженера БН-350. Сегодня мы публикуем первую из цикла статей, подготовленных Рудольфом Петровичем.

БН-350 - первый энергетический быстрый реактор

РУ БН-350 - первая в мире установка с энергетическим реактором на быстрых нейтронах. Опыт её создания, сооружения, наладки и эксплуатации позволил понять и решить многие проблемы АЭС типа БН.

В годы создания БН-350 ставилась цель получения возможно большего количества вторичного ядерного горючего - плутония - для обеспечения широкого развития атомной энергетики. Поскольку наработка плутония пропорциональна мощности реактора, масштабное и экономически выгодное производство его могло быть организовано только при достаточно большой мощности реакторной установки. Экономические расчеты показали, что производство плутония в быстром реакторе может быть выгодным при мощности последнего 1000 МВт(тепловых) и выше. Этот вывод был получен к 1960 году и предопределил создание БН-350.

В мае 1960 года ФЭИ было подготовлено техническое задание на разработку проекта установки с реактором на быстрых нейтронах и натриевым теплоносителем тепловой мощностью 1000 МВт. Позднее этот проект получил название БН-350. В том же месяце правительство СССР приняло постановление о начале разработки. Как предполагалось, пуск нового реактора должен был состояться в 1966 году. Однако, сроки пришлось несколько раз сдвигать из-за сложности и новизны возникавших проблем, многие из которых были вызваны влиянием масштабного фактора.

Основные этапы жизненного пути БН-350:

  • начало работ над проектом - 1960 год;
  • начало строительства - 1964 год;
  • энергопуск - 1973 год;
  • начало вывода из эксплуатации - 1998 год.

Реакторная установка в Шевченко проектировалась ведущими российскими организациями. Всего в этой работе участвовали десятки организаций разного профиля, но особую роль в создании БН-350 сыграли ФЭИ, ОКБМ, ОКБ ГП и ВНИПИЭТ:

  • Физико-энергетический институт (ФЭИ, г.Обнинск) осуществлял научное руководство проектом и отвечал за разработку вопросов физики реактора, натриевой технологии и безопасности;
  • Опытное конструкторское бюро машиностроения (ОКБМ, г. Нижний Новгород) выступало в качестве главного конструктора РУ; им разработаны реактор с механизмами СУЗ и перегрузки, главные циркуляционные насосы (ГЦН), натриевая арматура большого диаметра;
  • Опытное конструкторское бюро "Гидропресс" (ОКБ ГП, г. Подольск) -конструктор основного теплообменного оборудования, в т.ч. парогенераторов натрий-вода;
  • Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетических технологий (ВНИПИЭТ, г. Санкт-Петербург) являлся генеральным проектантом РУ.

Эти же организации вели авторское сопровождение пуска и эксплуатации установки, решали возникающие научно-технические проблемы, оказывали необходимую помощь эксплуатационникам.

Следует подчеркнуть, что на момент начала работ над проектом БН-350 знания и практический опыт работы с жидкими металлами концентрировались в ФЭИ. Там же был построен исследовательский реактор БР-5. Международный обмен в области быстрых реакторов в те годы практически отсутствовал. Отечественным специалистам требовалось сделать гигантский рывок вперёд. Для сравнения, объём натрия в первом контуре исследовательского реактора БР-5 составлял 1,7 м3, а в первом контуре БН-350 речь шла уже о 510 м3.

Реактор БОР-60, который иногда называется предшественником БН-350, начал разрабатываться на 4 года позже. В его проектных решениях и даже программе пуска можно отследить влияние наработок, сделанных для БН-350. Ввод в эксплуатацию БОР-60 состоялся раньше, чем был пущен БН-350, и произошло это благодаря меньшим масштабам димитровградского реактора.

Принципиальные проектные решения, принятые в БН-350

Принципиальные решения, заложенные в проекте БН-350, выбирались с учётом опыта и знаний, имевшихся на начало 60-ых годов. Свой отпечаток на проекте оставило и трёхцелевое назначение нового реактора - производство электрической и тепловой энергии и наработка вторичного ядерного горючего.

Для проекта БН-350 были приняты следующие основные принципиальные решения:

  • тепловая мощность - 1000 МВт, что позволяло обеспечить приемлемые технико-экономические характеристики установки;
  • активная зона реактора выбрана компактной (диаметр 1,5 м и высота 1 м), но при этом окружённой относительно толстыми боковым и торцевыми воспроизводящими экранами;
  • предусмотрено наличие резервной петли для поддержания высокого КИУМ;
  • теплоносителем первого и второго контура выбран натрий;
  • использованы парогенераторы натрий-вода с разделением сред через одну стенку;
  • технологические параметры БН-350 были приняты весьма умеренными; температура натрия на выходе из реактора составляла 500°С, а давление и температура перегретого пара составляли 4,9 МПа и 435°С, соответственно.

Особенности быстрых реакторов требовали принципиально нового подхода к конструкциям оборудования и технологическим системам, к средствам управления и защиты, КИПиА, а также к обеспечению надежности и безопасности РУ. Для обоснования физических и технических решений были проведены многочисленные расчеты и эксперименты. Пришлось впервые разрабатывать оборудование для натриевых систем промышленного масштаба, а также создавать уникальные методы контроля технологических параметров натриевых систем, контроля и поддержания качества теплоносителя.

Задачи, поставленные перед реактором БН-350

Прежде всего, российские специалисты планировали в ходе создания и эксплуатации БН-350 подтвердить или скорректировать имевшиеся научные и технические представления о быстрых натриевых реакторах. Речь идёт о характерных особенностях БН и процессах, происходящих как в режимах нормальной эксплуатации, так и при нарушениях и аварийных ситуациях.

Требовалось также подтвердить (или не подтвердить) принятые принципиальные решения по конструкциям оборудования, по построению технологических систем и по принципам обеспечения безопасности. На БН-350 предполагалось рассмотреть целесообразность и необходимость внесения изменений в конструктивные и схемные решения быстрых натриевых реакторов, а также выполнить их оптимизацию для будущих установок.

Несомненно, одной из главных задач БН-350 следует назвать получение реального опыта ввода в эксплуатацию энергетического быстрого реактора с натриевым теплоносителем. От отечественных специалистов требовалось также научиться вести эксплуатационные режимы, пуски, остановы, перегрузки топлива, ремонт и текущее обслуживание, понять правильность предусматриваемых мер предосторожности (или определить их избыточность), и наконец, оптимизировать действия персонала в различных ситуациях.

Из этого, в частности, вытекала необходимость накопить статистику по отказам конкретного оборудования, типовым нарушениям режимов и ошибкам персонала, а также определить их влияние на надёжность и работоспособность установки. Важным моментом являлся сбор данных по исходным событиям, приводящим к тем или иным нештатным ситуациям, которые или не были предусмотрены конструкторами и проектантами или создавались эксплуатационным персоналом по неопытности или небрежности.

И разумеется, особенная важность придавалась задаче подготовить и обучить персонал, имевший опыт работы на тепловых реакторах, к эксплуатации реактора нового типа с экзотическим для тех условий теплоносителем (натрий).

Накопленный опыт - краткие итоги

Прежде всего, следует отметить, что основные научные представления и принципиальные решения, заложенные в проект, были в ходе эксплуатации БН-350 подтверждены. Единственным исключением можно назвать проблему, связанную с саморазвитием малых течей воды в натрий в парогенераторах, более подробно о которой будет рассказано в следующих статьях цикла.

Эксплуатация БН-350 подтвердила надёжность и безопасность энергоблоков с быстрыми натриевыми реакторами, их лёгкость в управлении. Его эксплуатация позволила собрать обширный объём информации, что обеспечило надёжную базу для разработки последующих реакторных установок.

Конечно, при эксплуатации и, особенно, в период пусковых работ и первый период освоения установки наблюдались неполадки, отказы некоторых узлов и элементов. Причиной части из них был недостаток опыта эксплуатационного персонала и наладчиков. Причиной других служила не всегда правильная оценка проектантами и конструкторами реальных условий эксплуатации, влияния масштабного фактора, а также просто ошибки.

Например, неправильная оценка температурного режима оборудования приводила к осаждению натриевых паров в узких зазорах. А это, в свою очередь, вызывало затруднения при пуске ГЦН первого контура после длительной стоянки или при вращении поворотных пробок реактора. Но персоналу удавалось оперативно определять причины отказов и устранять неполадки.

Может быть, одним из самых неприятных дефектов, выявленных при наладке, оказалось почти полуторакратное превышение реального расхода натрия в петлях второго контура над проектной величиной. Это влекло за собой образование воронок и захват газа со свободных уровней, а также гидроудары и перегрузку двигателей ГЦН. Для исправления дефекта потребовалось разрезать трубопроводы 500 мм - часть из которых уже была заполнена натрием - и вваривать в них дроссели. В конечном итоге, по данной причине пуск установки задержался примерно на месяц.

Но знание таких отказов и понимание их причин - не самое главное в опыте эксплуатации. Проанализировав опыт, полученный при создании, пуске и эксплуатации БН-350, российские организации смогли критически оценить решения, принимаемые в проекте энергоблока БН-600, и внести в них своевременные изменения, что обеспечило успешный ввод блока в эксплуатацию.

Накопленные нами к сегодняшнему дню опыт и знания позволяют нам давать ответ практически на любой вопрос, возникающий при проектировании или эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах. И это открывает нам сегодня дорогу к серийным быстрым реакторам.

Какие естественные физические процессы были использованы в проекте БН-350? Что входило в состав программы физических исследований при вводе БН-350 в эксплуатацию? Как показала себя в работе натриевая арматура? Об этом и многом другом читайте в следующей статье цикла.

ИСТОЧНИК: Рудольф Баклушин, AtomInfo.Ru

ДАТА: 16.03.2008

Темы: АЭС, Быстрые натриевые реакторы, История, Рудольф Баклушин, Россия

ЧМЗ - рекорд по производству оболочек
Чепецкий механический завод (АО ЧМЗ, предприятие Топливного дивизиона Росатома в г. Глазов Удмуртской Республики) по итогам 2024 года изготовил более 1 миллиона циркониевых оболочек, применяемых в производстве ядерного топлива для АЭС.
Такой объём оболочечных труб выпущен впервые за всю историю предприятия.
Увеличить выпуск продукции удалось в рамках масштабной программы по реконструкции производства.
Только в прокатном цехе реконструировано почти 10 тысяч квадратных метров производственных площадей, введено в эксплуатацию более десятка единиц нового высокопроизводительного оборудования.
Работы по подготовке фундаментов, инженерных коммуникаций и пуско-наладке проводились без остановки производственных линий.
Всего в рамках проекта по наращиванию...


В мире статус действующего имеют 416 блоков, статус строящегося 62 блока - PRIS

Монтаж компенсатора давления выполнен на Аккую-2

Четверо сотрудников инжинирингового дивизиона Росатома удостоены государственных наград

Росэнергоатом получил лицензию Ростехнадзора на размещение ядерной установки четвёртого блока Курской АЭС-2

В Японии начали очередной сброс воды с АЭС Фукусима-1

На строящейся АЭС Руппур проходит миссия pre-OSART

Китайская компания CPECC готова сотрудничать с вьетнамскими государственными энергетическими компаниями в сфере атомной энергетики

Машиностроители Росатома начали сборку корпуса реактора для атомного ледокола Ленинград

INVENTORUS и АО Оператор ТМиК подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

Westinghouse заключил соглашения с шестью канадскими поставщиками

Европейский инвестиционный банк предоставит Orano кредит на сумму 490 млн евро для расширения обогатительного завода

Второй блок Смоленской АЭС остановлен на ППР

Местные власти поддержали проект по строительству централизованного хранилища ОЯТ в Нью-Мексико

Регуляторы США приняли к рассмотрению отчёт Framatome о повышении глубины выгорания топлива в PWR

В Пекине прошло мероприятие Послы лицом к лицу с CNNC

На комплексе WIPP завершаются работы по созданию новой системы спецвентиляции

Монтаж второго яруса ВЗО завершён на Эль-Дабаа-2

Визит функционально-технической поддержки завершился на Кольской АЭС

Эксперты ВАО АЭС оценят работу Белорусской АЭС

Третий блок Белоярской АЭС включён в сеть после ППР


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Поиск по сайту:


      © AtomInfo.Ru – независимый атомный информационно-аналитический сайт, 2006-2025.
      Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-30792.
      ATOMINFO™ - зарегистрированный товарный знак.
      Использование и перепечатка материалов допускается при указании ссылки на источник.