Вооружённые силы США предпринимают очередную попытку задействовать атомную энергию в качестве источника тепло- и электроснабжения своих гарнизонов. На сей раз, при поддержке известных политиков, в том числе, республиканского сенатора Пита Доменичи, собственными АЭС вознамерились обзавестись военно-воздушные силы.
Надо сказать, что история романа военных и атомщиков насчитывает несколько десятков лет и изобилует взаимными разочарованиями. Армия США ещё в 1952 году стартовала собственную программу атомной энергетики. Её цель и тогда, и сейчас остаётся неизменной - обеспечивать за счёт АЭС потребности точек, удалённых от регионов централизованного снабжения.
Начало американской программе военных АЭС положили, как это всегда и бывает, концептуальные проработки. В 1954 году в США был принят закон об атомной энергии, в параграфе 91(b) военным разрешалось строить и эксплуатировать ядерные реакторы. Армейские инженеры безотлагательно приступили к проектированию четырёх установок малой мощности - с водой под давлением, на кипящей воде, на жидкометаллическом и на газовом теплоносителях.
Первенцем военных АЭС стал реактор SM-1 в Форт-Бельвуаре, штат Виргиния. Его название расшифровывается как "малый, мобильный, первый в своём классе". Входящее в состав названия прилагательное "мобильный" отражает только лишь мечтания разработчиков. В реальности, SM-1 никогда не покидал своей первой и единственной площадки. Впрочем, как это нередко случалось на заре атомной эры, у SM-1 есть и другая расшифровка, прямо противоречащая первой: "стационарный, средней мощности, первый в своём классе". Для полноты картины можно привести и "внутрифирменное" наименование изделия - APPR-I.
Мощность SM-1, пущенного в 1957 году, составляла 10 МВт(тепловых). Он был способен производить 1,7 МВт(эл.). Как и следовало ожидать, реактор был корпусным водо-водяным и работал на высокообогащённом уране.
Реактор SM-1 в Форт-Бельвуаре. На фотографии справа видны части корпуса.
Спустя пять лет в центре Аляски в Форт-Грили появился собрат SM-1 - реактор SM-1A. От своего предшественника он отличался повышенной тепловой мощностью (20 МВт) и способностью выдавать, кроме электроэнергии, ещё и теплоту. А годом раньше, в Гренландии один офицер и 18 солдат за 77 дней собрали с нуля из привезенных готовых компонентов реактор PM-2A (2 МВт(эл.) плюс пар). Серия водяных реакторов под давлением PM менее известна, чем серия SM, но жизнь её была более богатой на приключение - так, принадлежавший ВМФ США реактор PM-3 смог добраться даже до антарктического моря Росса.
Больше всего внимания из военных АЭС уделялось плавучей барже "MH-A1 Sturgis", обслуживавшей зону Панамского канала в годы боевых действий во Вьетнаме. А водяная кипящая малышка SL-1 забрала в 1961 году жизни двух моряков и одного гражданского после ошибки оператора при ручном извлечении стержня СУЗ.
В 70-ые годы все военные АЭС в США были списаны на пенсию. Официальной причиной этому называлась их неконкурентоспособность в борьбе с другими энергоисточниками. Неофициально признавалось, что у вооружённых сил не хватило культуры обращения с ядерными объектами. Как говорили в малоизвестных воспоминаниях моряки со "Sturgis", на атомной барже было "грязно и страшно".
Но ядерный ренессанс и рост цен на углеводороды заставил американскую армию вернуться к старым задумкам. Первопроходцами выступила группа старших офицеров во главе с полковником Кипом Нигреном, подготовившая в 2006 году нашумевший доклад "Энергетическая стратегия армии в период конца дешёвой нефти".
Показав неумолимый рост расхода энергии на каждого американского солдата (удваивается каждые 20 лет) и приведя оглушительные данные по объёмам логистики для снабжения нефтепродуктами и ГСМ оккупационных сил в Ираке (для перевозок пришлось задействовать по 5500 грузовиков ежедневно), авторы сделали резонный вывод - чтобы не разориться, армия США обязана вернуться к использованию малых АЭС мощностью до 5 МВт(эл.).
Возможно, что в этот раз у военных и атомщиков всё, наконец-то, сложится удачно. А для малой атомной энергетики, попавшей в тень преуспевающего энергетического сектора, военные заказы могут оказаться единственным шансом на возрождение. Тем более, что от одного из недостатков малых станций - высокой удельной доли расходов на УКФЗ - при размещении АЭС вблизи гарнизонов удастся избавиться, ведь войска, требующиеся для охраны ядерного объекта, там уже и так присутствуют.
ИСТОЧНИК: Юрий Хмылёв, AtomInfo.Ru
ДАТА: 13.03.2008
Темы: Малая энергетика, США