Американский поршень и французский свисток

Ни для кого не секрет, что американский "Вестингауз" и французская AREVA, мягко говоря, не слишком любят друг друга. Французы в своё время сделали всё возможное для того, чтобы дискредитировать новый проект "Вестингауза" (реактор AP-1000). При этом подробную информацию о собственном детище (EPR-1600) в Париже долгое время скрывали от постороннего глаза наравне с секретами атомной бомбы.

Позиции "Вестингауза" в споре с французами выглядят предпочтительнее. У американской компании создан хороший задел на внутреннем рынке - реакторы AP-1000 будут установлены на, как минимум, 16 новых блоках, предполагаемых к постройке в США. В противоположность этому, группа AREVA практически лишена заказов на новые блоки внутри страны, и в погоне за прибылями французам приходится уходить за рубеж.

В спорах с конкурентами AREVA активно использует два вида оружия - политическую поддержку главы французского государства и пиар-кампанию в СМИ. Для того, чтобы увидеть как лоббирует интересы атомного комплекса Николя Саркози, достаточно проглядеть отчёты о зарубежных поездках французского президента. Практически в каждой из стран, включённых в список поездок, Саркози не забывает прорекламировать преимущества EPR-1600.

Но, призвав на помощь политиков, AREVA не должна забывать, что их поведение порою бывает совершенно непредсказуемым. Во многих государствах обратили внимание на трусливое отступление Парижа в Ливии. Ударив по рукам с кланом Каддафи по поводу поставок французских реакторов, Елисейский дворец буквально на следующий день принялся опровергать сам факт ядерных переговоров с Триполи.

Не менее характерным оказались и условия, которыми Франция обставила своё соглашение о сотрудничестве в атомной сфере с Индией. Если резюмировать кратко, Париж настоял, что первыми на индийский рынок должны прийти американцы, и лишь после этого Дели сможет претендовать на реакторы из Франции.

Обоюдоострым может оказаться и второе оружие группы AREVA - массированные пиар-удары "по площадям". Пример тому - канадская провинция Онтарио. На протяжении последнего года, в канадской прессе появлялись статья за статьёй, приветствующие французские реакторные технологии, описывающие самоотверженный труд французских атомщиков во благо Канады и прославляющие лично мадам Ловержон.

Конечно, группа AREVA в шорт-лист компаний, допущенных в финал тендера на строительство новых атомных блоков в Онтарио, вошла. Но вместе с ней в списке оказались сразу два конкурента из Соединённых Штатов, в том числе, и "Вестингауз", хранившие всё это время молчание. Сюрприз? Пожалуй, нет.

На данном этапе не столь важно, кто именно будет поставлять новые блоки в Онтарио. Принципиальным моментом представлялось сломать сложившийся у канадских деловых и политических кругов стереотип о том, что в Канаде могут существовать только канадские реакторы. Собственно говоря, именно этим и занималась группа AREVA в рамках своей пиар-кампании. Но одновременно с этим, французы расчищали дорогу на канадский рынок для своих заклятых друзей из США.

Теперь понятным становится публичное молчание "Вестингауза" в Канаде. Зачем тратить деньги и средства, если это обременительное занятие по доброй воле взял на себя прямой конкурент?

Итоги тендеров в Канаде и ЮАР - ещё одном примере открытого столкновения интересов французских и американских атомщиков - будут подведены уже в этом году. А это значит, что скоро мы узнаем, чья же стратегия продвижения окажется выигрышной. И куда следует подавать больше пара - на поршень (как "Вестингауз") или на свисток (как AREVA)?

ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, AtomInfo.Ru

ДАТА: 11.03.2008

Темы: АЭС, Вестингауз, AREVA, Канада


Rambler's Top100