Томск оставался без света не по вине частного сектора
Виновников наших же ошибок мы очень часто ищем на стороне. Причем именно на той, что остается безответной. В летних аварийных отключениях электроэнергии был, конечно же, виноват ураган. Вопрос, почему линии не готовы выдержать нагрузку стихийного бедствия, так и повис в воздухе. Вторая серия нас поджидала зимой, и власть, с подачи энергетиков, естественно, перевела все стрелки на мороз. Вернее, на людей, которые массово включили дома радиаторы.
Можно подумать, что ни в одну зиму у нас не зашкаливало за минус 30, а если и крепчал морозец, то все мужественно кутались дома в тулупы, а на обогреватели даже внимания не обращали. Понятно, что все было совершенно не так. Но куда легче выдумать «объективную причину» и с ее помощью отгородиться от критики и народного недовольства, чем честно признаться в своих ошибках.
В Крещение – со свечой
Итак, вспомним мрак, который опустился на город в январские морозы. Аварии происходили на муниципальных сетях, переданных в аренду ООО «Горсети». 8 января - аварийное отключение от Телецентра до Центрального рынка, включая улицу Дальне-Ключевскую. Отсутствие электричества сказалось на температуре батарей и напоре воды в квартирах, поскольку были обесточены еще и циркуляционные насосы. 14 января та же история в том же районе. 15 января вышел из строя кабель, оставив без электроэнергии район от 4-й поликлиники до станции Томск-2. 16 января снова Телецентр – Центральный рынок, а также Московский тракт, улицы Горького, Татарская, Источная. 28 января потемнели окна в районе проспекта Кирова – улиц Дзержинского, Вершинина, Карташова, а также на участке улиц Герцена – Гоголя, переулка Нечевского.
Фактически город лихорадило: каждый из четырех районов оставался без света по несколько часов. Комментарии со стороны администрации города и руководства «Горсетей» были лаконичны: перегрузка из-за огромного количества включенных электроприборов, в том числе самовольное подключение потребителей частного сектора к ЛЭП.
Стульев без денег не бывает
Потребление электроэнергии, безусловно, увеличилось. Правда, не в 2,5 раза, как говорилось журналистам в администрации Томска. По данным Ростехнадзора, специалисты которого работали по фактам аварий, ситуация несколько иная. Передо мной акт расследования отключения на подстанции «Северная» 14 января. Измеренные дневные нагрузки после включения всех потребителей близки к допустимым. Вечером увеличиваются на 20-40%. В сравнении с зимним периодом прошлого года они оказались выше на 25-30%.
- Тот факт, что с каждым годом нагрузка возрастает, нормальное явление, - объяснил и. о. заместителя руководителя Управления Ростехнадзора Геннадий Шарпило. – Ведь у нас вводятся новые жилые дома и другие объекты. Другое дело, что состояние электрических сетей должно соответствовать новым задачам. Иными словами, каждый год их необходимо ремонтировать, менять слабые участки, не говоря уже о правильной эксплуатации.
Специалисты называют несколько причин, спровоцировавших массовые аварии. Основная – недостаточное (мягко говоря) финансирование в 2006-2007 годах, в период работы ОАО «Томские коммунальные системы». Именно в это время в эксплуатацию и развитие оборудования городских электрических сетей практически ничего не было вложено: договоренность о том, что арендная плата будет работать в развитие коммуналки, была забыта. Тем временем возраст кабеля в Томске зачастую превышает 40-50 лет, а его малое сечение не в состоянии взять дополнительную нагрузку. Более того, трансформаторные и распределительные подстанции не оснащены оборудованием для непрерывного контроля и передачи информации о режимах сети: отключений можно было бы избежать, если бы в числе прочего имелась возможность своевременно контролировать рост нагрузки.
Безусловно, свою роль сыграло превышение нагрузок за счет роста вновь вводимого жилья. Но это уже скорее правило, нежели исключение из него.
- Мы не нашли ошибок в работе в период устранения аварий, - продолжает Геннадий Васильевич. – Персонал «Горсетей» работал слаженно, оперативно, поэтому без электричества горожане оставались во всех случаях считанные часы. Другое дело, что к повышенным нагрузкам сети оказались просто не готовы.
По каждому факту Ростехнадзор вменил организации выполнить ряд мероприятий, чтобы избежать аварий впредь. Как нетрудно догадаться, эта работа сводится к замене элементов сети, в том числе морально и материально устаревшего кабеля «с сечением, недопустимым для существующих токов нагрузки», и «кабельных линий со сроком эксплуатации более 40 лет». Впрочем, для этого еще нужно разработать перспективный план развития городских электрических сетей, что опять же говорит о том, что проблема их ветхости очень даже масштабная.
Планета Железяка
В том, что свою роковую роль в авариях сыграл человеческий фактор, директор центра «Энергосбережение», а в прошлом главный инженер «Томскэнерго» и «Центральных электросетей» Михаил Яворский не сомневается. Если коротко обрисовать ситуацию, она выглядит так: с наступлением морозов нагрузка на фидер (элемент сети) всегда возрастает, поэтому необходимо заявить предполагаемую мощность в Томскую распределительную компанию для корректировки уставок релейной защиты. Иначе фидер отключается от максимального тока даже при отсутствии повреждений в сети, что и произошло в наших случаях.
Одним словом, электрические сети – это железо, а у него, как известно, мозгов нет. Что персонал задал, то и выполняется.
- Планомерный рост нагрузки идет каждый год, за ней нужно следить по показаниям приборов, делать соответствующие расчеты и предупреждать аварийные ситуации. Другое дело, что сегодня энергетика находится в частных руках и следит не столько за тем, как обеспечить надежное, качественное и экономичное электроснабжение, а извлечь максимальную прибыль. Томская схема электроснабжения построена очень грамотно, она зарезервирована со всех сторон, поэтому надо просто умудриться, чтобы погас город, - считает Михаил Яворский.
Случаев, когда специалисты вовремя не среагировали на рост нагрузки, в энергетике масса. Наиболее известный - отключение в 60-х годах севера США и Канады. Линия электропередачи, берущая начало с ГЭС Ниагары, перегрузилась и отключилась. Мощность перешла на другие линии, в результате чего отключились поочередно и они. Тогда же появился и термин, определяющий характер отключения – каскадное. Подобная крупная авария произошла в 80-е годы в СССР, когда вышла из строя одна из линий, снабжающих тюменских нефтяников. Тогда погасли нефтяные месторождения Тюмени. А в начале этого века каскад поразил Калифорнию.
Еще одна версия, которая претендовала на причину аварийных отключений, однако в беседах со специалистами была существенно скорректирована: нехватка электроэнергии. Да, своих мощностей маловато, но мы покрываем потребность за счет покупки ресурса на ОРЭМе – порядка 60%. Так что никто не сомневается, что свою энергетику нужно развивать, тем более что город расстраивается, не говоря уже о планах создания ТВЗ и других энергоемких проектах. Поэтому была разработана угольно-ядерная стратегия сроком до 2020 года, где планируется нарастить мощности на ГРЭС-2 и ТЭЦ-3, а после 2020 года взять в оборот атом - построить Северскую АЭС, и существенно реформировать электросетевое хозяйство. (В планах областной администрации – ускорить строительство атомной станции, однако удастся ли убедить правительство – пока вопрос).
ИСТОЧНИК: Губерния, Томский вестник, Татьяна Томрачева
ДАТА: 13.02.2008