Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Переход Сергея Кириенко на пост руководителя госкорпорации «Росатом» был согласованным решением, о котором было достаточно давно объявлено, которое было проведено через парламент.
Новая должность делает положение Кириенко более комфортным, поскольку госкорпорации выведены из под оперативного контроля правительства. Фактически форма госкорпораций позволяет совмещать преимущества государственной службы с преимуществами частной корпорации без многих недостатков каждого из этих вариантов – в частности, с одной стороны, без жесткой служебной дисциплины, с другой стороны, без конкуренции со стороны смежников и подобных сложностей частного, пусть и крупного, бизнеса.
Неясно, насколько эта форма в целом удачна для развития приоритетных отраслей, есть много вопросов, поскольку, как правило, эффективно действующими бывают два вида системы – конкурентная и командно-административная. Корпорация не относится ни к одному, ни к другому виду – там нет ни принципа конкуренции, ни четко простроенной вертикали власти, полувоенной мобилизационной субординации, которая тоже для таких крупных проектов, как атомная отрасль, может быть полезна.
Но – время покажет – пока озвученные Кириенко планы по модернизации и развитию атомной отрасли выглядят достаточно амбициозно и привлекательно. Хотя есть вопросы и по декларированному плану: например, не до конца понятно, так ли уж необходимо продавать урановое сырье Соединенным Штатам. У России урана не так много, как было у Советского Союза, и если эти планы будут реализовываться, то встает вопрос об обеспечении их российской сырьевой базой, потому что неизвестно, как будет строить свою политику в этой сфере Казахстан, у которого много урана.
Подготовка отдельных отраслей промышленности к приватизации - это одна из возможных траекторий развития госкорпораций. Также не исключено создание крупных транснациональных структур с распределенными по всему миру активами – это другая траектория. Возможно, эти траектории будут совмещены. В любом случае надо четко понимать, что госкорпорация – это форма институционального разгосударствления стратегически значимых крупнейших отраслей, инфраструктур и активов, что само по себе очень опасно.
Процесс создания госкорпораций оставляет слишком много возможностей для вывода активов из сферы контроля государства. Все довольно просто: если будет добрая воля тех, кто принимает решения в госкорпорациях, и президента, назначающего руководителей этих структур, то все будет нормально. Если воля будет не добрая, то все будет плохо. То есть, слишком многое ставится в зависимость от личного фактора. А в нормальном случае стратегические отрасли не должны зависеть от произвола высшего политического руководства. Они должны быть институционально закреплены за государством и только за ним.
ИСТОЧНИК: АПН-Нижний Новгород
ДАТА: 06.02.2008
Темы: Госкорпорация Росатом, Сергей Кириенко