Министерство культуры Белоруссии занялось энергосбережением

«Что-то тут прохладно, - заметил замминистра культуры Владимир Гридюшко, входя в помещение, где на минувшей неделе проходила пресс-конференция по вопросам выполнения Минкультом директивы N3, и тут же пояснил: Экономим - вот и прохладно!»

В 2007 году на проведение энергосберегающих мероприятий только в организациях республиканского подчинения затрачено около 1,5 млрд белорусских рублей. В частности, по словам Владимира Гридюшко,«мы смогли внедрить более 1200 энергосберегающих светильников».

«Говорят, заставь кое-кого богу молиться - он и лоб расшибет, - констатировал Гридюшко и уточнил, что эта поговорка не имеет ни малейшего отношения к Минкульту: "Мы же не исходим из того, что нужно взять и полностью отключить во всех заведениях образования свет, чтобы ребенок в темноте переходил из одного помещения в другое. Или отключить тепло. Кто от этого выиграет? Никто. Только пострадает здоровье наших людей». В культурных учреждениях«работают люди, которые хотят создавать великие произведения искусства в тепле и уюте».

Для наглядной пропаганды директивы N3 были сняты «интересные документальные фильмы» вроде «Хочешь жить богато - сократи затраты». Пока киностудии создают энергосберегающий артхаус, художники в условиях беспощадной конкуренции рисуют плакаты на тему «Экономия и бережливость - залог безопасности страны».

«В новом здании совершенно другие расходы, - подчеркнул замминистра и сконфуженно повернулся к окну, со стороны которого чувствовался приток бодрящего зимнего воздуха. - Здесь вроде и новое здание, а стеклопакеты-то старые». В 2008 году на реконструкцию и переоснащение зданий, подведомственных Минкульту, планируется израсходовать 155 млрд белорусских рублей.

Творческая интеллигенция живо заинтересовалась энергосбережением: «Выполнил прогнозные показатели - получи премию». «А так как показателей там штук пятнадцать…» - сокрушенно покачал головой директор театра им. Горького Эдуард Герасимович, вызвав протест замминистра, попытавшегося доказать, что их меньше. «Я считал!» - добродушно ответил Герасимович. «Каждый перерасход 1 кВт/ч мы оплачиваем в десятикратном размере», - бодро поведал гендиректор филармонии Александр Гарбар. Тем не менее, «если будет ниже 18°С, артист на сцену не выйдет».

«Пошел на сцену и не выключил свет в гримерке - маленькая беда, - добавил Герасимович. - В результате большое количество киловатт-часов. Минус копеечка. И когда у меня человек получает маленькую премию и спрашивает, почему, я говорю: «А потому!» «Выходя из туалета дома, мы что делаем? Выключаем свет. Иногда я прохожу по коридору, вижу свет горит - взял и выключил. Но в уме я уже застолбил: а кто же это не выключил?» «Более того, он и в министерстве выключает свет, - пожаловался замминистра.- А я утром прихожу в восемь часов - и включаю этот свет. Он же потом опять выключает».

Забавный элемент офф-топа привнес один из журналистов, пустившийся в пространные объяснения:«Вы представляете, что такое тепловой насос? Это холодильник наоборот: охлаждающая часть опущена в землю, а тепло выделяется в помещение… Могут ли геотермальные источники тепла составить альтернативу строительству АЭС?» Изрядно развеселившись, замминистра культуры порекомендовал журналистам задавать вопросы, более близкие к сфере его компетенции.

Всех, кто встревожен нюансами реконструкции Мирского и Несвижского замков, Гридюшко успокоил: «Аутентика сохраняется. Тех же энергосберегающих светильников и стеклопакетов никогда не было раньше, ветер сквозил! Сейчас есть возможность все это установить. Сохраняя переплеты оконных проемов, материал их изготовления, мы устанавливаем стеклопакеты. Освещать-то помещения нужно? Нужно. Поэтому мы применяем энергосберегающие светильники. Ставим радиаторы. В этом нет ничего страшного: мы просто приспосабливаем памятники архитектуры к новым условиям эксплуатации».

По словам директора Национального художественного музея Владимира Прокопцова, в музее должна поддерживаться влажность 60% и температура не ниже 18°С: «В старых помещениях на Ленина, 20 происходит так: прекращается отопительный сезон, настает влажное лето - и картины провисли. А включить отопление у нас нет возможности: Павлов кран перекрыл. А музей-то открыт и летом. Люди ходят, картины страдают. Поэтому сейчас, когда мы сдавали пристройку, в ней было установлено дорогостоящее импортное оборудование. Теперь мы не зависим от центрального отопления, у нас работает система. Никто не поедет к нам, если нет климата: ни один музей не хочет рисковать своими картинами». «В пристройке сейчас климат лучше, чем в Эрмитаже», - подсказал Гридюшко.

«Рачительный настрой» чиновников был проиллюстрирован повторенным несколько раз: «В туалете выключают свет, а в музее забывают». Теперь у белорусских храмов Муз появляется уникальный шанс хоть в чем-то приблизиться к высоким стандартам гигиены, устанавливаемым белорусскими туалетами.

ИСТОЧНИК: БелГазета, Василиса Глинская

ДАТА: 16.01.2008

Темы: Восточная Европа, Белоруссия


Rambler's Top100