Германское убежище - конкурент российского Ангарска

Германское правительство намерено в начале 2008 года разработать правовые положения о многонациональном центре по обогащению урана, сообщает Nuclear Fuel.

Кроме этого, в планы Берлина входит созыв международной конференции, на которой суть германской инициативы будет разъяснена для представителей множества государств, выразивших желание развивать атомную энергетику.

В 2006 году министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер предложил МАГАТЭ создать многонациональный центр по обогащению урана на территории одного из входящих в состав агентства государств. Это предложение появилось в качестве отклика на ведущуюся в мировом сообществе дискуссию о проблемах безопасности ядерного топливного цикла.

По замыслу Германии, многонациональный центр должен отвечать за поставки низкообогащённого урана в те страны, которые испытывают беспокойство за гарантированное снабжение топливом своих атомных станций. В 2007 году немецкое предложение активно обсуждалось как с представителями МАГАТЭ, так и с группой ETC - владельцем центрифужных технологий, применяемых на предприятиях обогатительного концерна URENCO.

В 2007 году германское правительство также обратилось к институту общественного и международного права имени Макса Планка с просьбой выполнить детальное рассмотрение вопроса о статусе многонационального центра. Осенью 2007 года эксперты дали заключение о том, что современные международные законы позволяют реализовать предлагаемый Берлином проект.

Следующим шагом для Германии станет подготовка двух документов. Первым из них станет соглашение между МАГАТЭ и участниками будущего консорциума для создания и управления т.н. проектом MESP - Проект многонационального убежища для обогащения, Multilateral Enrichment Sanctuary Project. Второй документ касается взаимоотношений между МАГАТЭ и государством, на чьей территории будет создано "обогатительное убежище".

Вполне возможно, что уже в первой половине 2008 года проекты обоих соглашений будут переданы на рассмотрение Совета управляющих МАГАТЭ. Если всё пойдёт по плану, то до конца 2008 года эти документы получат официальный статус, а в следующем году начнутся конкретные переговоры с потенциальными покупателями и кандидатами на роль "хозяина" убежища. Все политические аспекты должны быть улажены до 2010 года.

Роль МАГАТЭ

Неприкосновенность MESP будет обеспечиваться за счёт повышения роли МАГАТЭ. Агентство должно отвечать за вопросы лицензирования и экспорт-контроля, а также принимать решения по всем перемещениям делящихся материалов (ввоз сырья и вывоз обогащённого урана). От страны, выделяющей часть своей территории для размещения объектов MESP, потребуется согласиться с тем, что на территории убежища её правила лицензирования и экспорт-контроля будут перекрываться правилами и решениями МАГАТЭ.

Роль Совета управляющих в проекте MESP будет сильно ограничена, чтобы у отдельных государств не появлялось соблазна использовать убежище в политических целях. Право вето и введения запретов для тех или иных стран на приобретение продукции MESP получит всё МАГАТЭ в целом, а не его верховный орган. На практике это означает, что такие решения будут приниматься общим голосованием всех входящих в агентство государств, а не только 35 членов совета управляющих.

Требования к стране-хостеру убежища

Как и следовало ожидать, авторы идеи MESP считают, что обогатительное убежище может быть создано на территории только того государства, которое имеет с МАГАТЭ соглашение о всеобъемлющих гарантий. Кроме этого, против страны-хостера не должно действовать "нераспространенческих" санкций Совета Безопасности ООН. А вот наличие ратифицированного дополнительного протокола к соглашению о гарантиях для хостера будет необязательным условием.

Логика архитекторов MESP проста - многонациональный завод по обогащению урана удобнее всего разместить в государстве, не намеренном развивать атомную энергетику. В этом случае, у хостера не будет искушения национализировать завод для своих целей или использовать его для быстрой наработки большого количества оружейных материалов.

Однако у такого подхода есть и оборотная сторона. Отсутствие необходимой ядерной инфраструктуры поставит сложные задачи на этапе сооружения и лицензирования завода, а у местного населения может возникнуть непонимание и даже неприятие идеи соседства с обогатительным предприятием, обслуживающим исключительно другие государства. Отдельно потребуется обсуждать и вопросы об ответственности за последствия возможных инцидентов в ходе реализации MESP.

Владельцы технологий и делящихся материалов

МАГАТЭ предоставит гарантии тем странам, что будут поставлять в убежище природный уран, что их "право на флаг" будет тщательно соблюдаться. Агентство также возьмёт на себя контроль за использованием низкообогащённого урана конечными потребителями. В то же время, управление заводом и заключение контрактов на поставку его продукции будет осуществляться специально созданным консорциумом.

Германия не торопится называть компанию, чьи технологии могут быть применены на заводе MESP. Легко догадаться, что кандидатом номер один станет европейский концерн URENCO, а точнее, его составная часть - группа ETС.

Необходимый прецедент уже создан - центрифуги ETC будут установлены в виде чёрных ящиков на обогатительных заводах, строящихся во Франции и США. Переговоры о подобном использовании европейских технологий велись также с Австралией и ЮАР, однако закончились неудачей.

Проблема заключается в том, что спрос на центрифуги ETC продолжает расти, и у европейцев может не хватить производственных мощностей и персонала для того, чтобы своевременно удовлетворять все поступающие к ним заявки. Кроме этого, ETC испытывает сложности с коммерциализацией своего последнего проекта - центрифуг типа TC-21.

Французская группа AREVA планирует построить на территории США крупный обогатительный завод, а центрифуги для него могут быть закуплены у ETC. В этом случае, привлечь европейских атомщиков для реализации проекта MESP удастся только спустя несколько лет, да и то лишь в том случае, если авторы идеи убежища смогут убедить URENCO и ETC в коммерческой привлекательности многонационального центра.

Подобная неопределённость, безусловно, будет сказываться на отношении к идее MESP со стороны тех государств, что намерены приступить в ближайшем будущем к строительству АЭС и не имеют собственных мощностей топливного цикла.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 14.01.2008

Темы: ЯТЦ, МАГАТЭ, Ангарск, Германия, Европа


Rambler's Top100