Операция ЛАЭС-2

Глава администрации Соснового Бора Дмитрий Пуляевский сообщил "Санкт-Петербургским Ведомостям": «В жизни нашего города начинается новый этап. Можете поздравить! Хочу, кстати, напомнить о примечательных датах. В сентябре 1966 года было принято совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве в Ленинграде атомной электростанции», а сорок лет спустя, тоже осенью, было объявлено о решении строить ЛАЭС-2 – замещающие мощности вместо тех, что, отслужив на ЛАЭС-1 основной и дополнительный сроки, уйдут в отставку... В конце 1967 года экскаватор поднял из будущего котлована ЛАЭС-1 первый ковш земли, а на исходе года 2007-го начались строительно-подготовительные работы на площадке ЛАЭС-2".

Атомный первенец

Сооружение ЛАЭС-1, первенца «большой советской ядерной энергетики», со временем привело к тому, что Россия стала обладательницей девяти мощных электростанций на ядерном топливе. А сегодня в Сосновом Бору началась реализация принятой федеральным правительством целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса на 2007 – 2010 годы и на перспективу до 2015 года».

«Без дополнительных источников электроэнергии, – считает глава «Росатома» Сергей Кириенко, – нашему государству не обойтись. А запасы природного топлива с каждым годом сокращаются. Вот почему и сегодня, и зав-тра предпочтительно развивать ядерную энергетику».

Чем же принципиально будет отличаться новая атомная станция в Сосновом Бору от своей предшественницы? «Пожалуй, главное отличие, – рассказывает Александр Казарян, главный инженер проекта из ФГУП «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «Атомэнергопроект», – оснащение новой электростанции корпусными, а не канальными реакторами. Вместо РБМК-1000 здесь будут действовать реакторы типа ВВЭР, уже доказавшие свою эффективность. Но мы их еще и усовершенствовали – увеличили мощность до 1 млн 170 тыс. киловатт. В документах это называется «эволюционный проект «АЭС-2006».

Эволюционный – потому, что он претерпел изменения, связанные с необходимостью соответствовать повышенным требованиям к безопасности, предъявляемым МАГАТЭ и отечественными надзорными органами к действующим и строящимся АЭС. В частности, применены четыре активных канала систем безопасности, система пассивного отвода тепла из-под оболочки реактора и аналогичная система отвода тепла через парогенераторы. Ни одна из наших действующих станций не была раньше оснащена системой безопасности такой конфигурации».

Кто строит новую АЭС

Читатель, знакомый с ЛАЭС-1, вправе задать вопрос: «Почему от проектирования ЛАЭС-2 оказались в стороне «родители» ЛАЭС-1 – ВНИПИЭТ и НИКИЭТ?». А это произошло именно потому, что строится станция нового поколения и разработкой ее проекта уже многие годы занимается «Атомэнергопроект».

В последние годы в Сосновом Бору действует концерн «Титан-2», который объединил строительные и монтажные предприятия, что участвовали еще в сооружении Ленинградской АЭС, а сейчас занимаются вместе с эксплуатационниками продлением жизни действующих ее четырех энергоблоков-«миллионников».

Специалисты холдинга уже приступили к работам на территории, отведенной под строительство новой АЭС. Вырублено и вывезено мелколесье, идет прокладка подъездных путей к котловану. Реконструирована дорога А-121, которая ведет к ЛАЭС.

Управление автомобильного транспорта, входящее в состав концерна, получило новую высокопроизводительную технику. С учетом колоссального объема землеройных работ парк экскаваторов пополнен новыми машинами «Катерпиллер». Приобретены 10 большегрузных самосвалов «Ивеко». Каждый такой самосвал способен заменить два «КамАЗа», обычно используемых для подобных работ, так как может перевозить 25 тонн грунта, имея объем кузова 15 кубометров...

Для термообработки сварных соединений трубопроводов (а их будет великое множество) у германской компании WELDOTHERM закуплена самая современная установка. Двенадцать сварщиков-термистов уже обучены работать на новом оборудовании. И до того, как им придется применить свое умение в Сосновом Бору, они испытают силы и знания на монтаже технологических трубопроводов Ростовской атомной электростанции в Волгодонске.

Модернизирована производственная база Управления промышленных предприятий, которому предстоит снабжать стройку бетоном, раствором и строительными конструкциями. Внедрены современные технологии, включающие компьютеризацию процесса выдачи бетона...

Сооружать ЛАЭС-2 будет целая армия строителей и монтажников. И потому уже развернулась подготовка к созданию целого городка для новых специалистов. Здесь будут не только жилые дома, но и вся необходимая социальная инфраструктура. Сооружается и городок для военных строителей, которые придут на помощь своим гражданским коллегам.

Работы хватит на всех

«Что означает для вас, «отцов города», строительство ЛАЭС-2? – спросил корреспондент "Санкт-Петербургских Ведомостей" у Дмитрия Пуляевского. – Велика ли выгода иметь такое предприятие, как атомная электростанция? Ведь по новому налоговому законодательству атомные объекты не облагаются налогом на землю. Да и налоги на имущество, на прибыль уйдут в Москву...»

«Важнее всего, что благодаря ЛАЭС-2 город и дальше будет успешно развиваться, – ответил глава администрации. – Трудно представить, какая судьба была бы нам уготована лет через пятнадцать, когда исчерпают свои ресурсы действующие энергоблоки ЛАЭС. Ведь большая часть населения Соснового Бора так или иначе связана с атомной станцией – одни там работают, другие заняты обслуживанием, третьи – реконструкцией, подготовкой кадров.

Авторы проекта ЛАЭС-2 и генеральный заказчик, «Росатом», рассчитывают, что новая станция прослужит по меньшей мере 50 лет. Не надо забывать и о том, что четыре блока ЛАЭС-1 со временем будут выводиться из эксплуатации, а это работа не на один год. Так что без дела сосновоборцы не останутся.

Что касается налогов, то местные власти надеются, что Госдума, одобрившая в свое время создание госкорпорации «Росатом», продумает все аспекты реализации программы развития атомной энергетики. В самом деле, территории должны быть заинтересованы в том, чтобы у них действовали АЭС. Не только потому, что сами нуждаются в дополнительных энергоресурсах. В бюджет должны вливаться средства от прибыли – как это и было до недавнего времени. Следовало бы продумать и другие преференции для территорий с атомными станциями».

Тем не менее определенный материальный выигрыш Сосновый Бор все-таки получит. В частности, городские власти уже заключили соглашение с «Росатомом» о строительстве объездной дороги, которая пойдет к ЛАЭС-2, минуя жилые кварталы. Будет с помощью госкорпорации решена и проблема обеспечения предприятий и жителей Соснового Бора питьевой водой.

Кто же станет готовить кадры для будущего энергогиганта? В первую очередь свой Сосновоборский институт ядерной энергетики, которым отныне руководит профессор Валерий Лебедев, директор ЛАЭС-1. Квалифицированных инженеров будут поставлять и петербургские Политех и Техноложка. А операторов, машинистов, электрослесарей для станции подготовят в политехнических лицеях. Одним словом, создается многоуровневая система подготовки кадров.

...Два знаменательных события предстоит отметить жителям Соснового Бора в 2008 году: 35-летие обретения статуса города и 35-летие пуска первого энергоблока ЛАЭС-1. Начало строительства ЛАЭС-2 – самый дорогой подарок к этим датам, какой только можно было придумать.

ИСТОЧНИК: 47news

ДАТА: 09.01.2008

Темы: АЭС, Россия, Ленинградская АЭС


Rambler's Top100