Атомный бизнес успешно лоббирует индо-американскую ядерную сделку

Соединённые Штаты и Индия начали новый манёвр в деле проталкивания своего противоречивого соглашения о ядерном сотрудничестве, после того, как американский сенат на последней в его нынешнем составе сессии принял важный для реализации атомной сделки законопроект.

Билль был одобрен со счётом 85-12. Это означает, что в его поддержку высказались как демократы, так и республиканцы, которые, как известно, потеряли контроль над сенатом после ноябрьских частичных перевыборов.

Ранее - в июле 2006 года - аналогичный законопроект в поддержку сделки с Индией приняла палата представителей конгресса США.

Следующий важнейший шаг, который потребуется сделать правительствам США и Индии - это добиться выработки окончательного варианта закона в ходе работы согласительной комиссии обеих палат американского конгресса. При этом, в интересах Вашингтона и Дели, чтобы окончательная версия закона не слишком отступила от исходного текста соглашения Буша-Сингха.

Власти Индии встретили известие о принятии сенатского билля со сдержанным оптимизмом. У Дели имеются большие опасения, так как сенат наложил на ядерную сделку ограничения, далеко выходящие за рамки первоначального соглашения. Сегодня индийцы, при поддержке американского атомного лобби, ведут борьбу за удаление этих ограничений из окончательной версии закона.

Одновременно, Дели готовится к принятию Группой ядерных поставщиков (ГЯП) поправок в свои руководящие положения, а также к получению необходимого одобрения на атомное сотрудничество со стороны МАГАТЭ.

В этих условиях, Индия сделала очень интересный ход, предложив обсудить возможную кооперацию при строительстве АЭС китайскому президенту Ху Цзиньтао. Лидер Поднебесной начинает свой четырёхдневный визит в Индию в понедельник, 20 ноября 2006 года.

"Тот факт, что атомный билль прошёл через сенат, несмотря на крупную победу демократов на ноябрьских выборах, доказывает, что индо-американское и атомное лобби имеют сильные позиции в конгрессе", - считает М.В.Рамана, физик и атомный аналитик, работающий в центре междисциплинарных исследований в Бангалоре.

До последнего момента оставалось неизвестным, сможет ли уходящий состав сената одобрить индийский билль на своей последней сессии? Как теперь известно, ему удалось сделать это. Более того, парламентарии отвергли пять предложенных поправок к законопроекту.

Рамана связывает приятие билля с тем фактом, что его сторонники сумели представить этот законопроект как важное средство для укрепления индо-американского сотрудничества, а не рутинное экономическое соглашение. "Билль был преподнесен как лакмусовая бумажка для проверки истинности стремления Америки к сотрудничеству с "растущей сверхдержавой", и мало кто из депутатов решился открыто противостоять ему", - уверен Рамана.

Издающаяся в Калькутте газета "Телеграф" отмечает, что "Коалиция за партнёрство с Индией" и индо-американский деловой совет вели "активную работу" с отдельными сенаторами с целью убедить их не принимать нежелательные поправки к законопроекту.

Президент делового совета Рон Сомерс заявил, что сенатский билль "заложил основы для крупнейших экономических возможностей в Индии для американских компаний. Только в атомной отрасли США, он позволит создать 27 тысяч высококвалифицированных рабочих мест в течение ближайших 10 лет".

Успешное принятие сенатского законопроекта оказало положительное влияние на ход переговоров по сотрудничеству двух стран в военной сфере, в том числе, по контрактам на поставку в Индию самолётов C-130, F-16 и F-18.

Разумеется, сенатская версия закона содержит некоторые положения, которые будут в штыки восприняты оппозиционными партиями в Индии, а также союзниками индийского правительства из коммунистического "Левого фронта". Эти пункты были внесены сенаторами в соответствии с доктриной Вашингтона по нераспространению ядерного оружия.

Но ядерное соглашение создаёт уникальные возможности для Индии - государства, обладающего ядерным оружием и не входящего при этом в ДНЯО. По условиям сделки, Америка негласно признает Индию как де-факто ядерную державу и возобновит с ней сотрудничество в атомной сфере, прерванное в 1974 году.

В число тех положений сенатского законопроекта, которые вызывают критику у индийской стороны, входят следующие пункты:

  1. Условие, исключающее из индо-американского сотрудничества химпереработку ОЯТ, обогащение урана и производство тяжёлой воды;
  2. Условие, требующее контроля за использованием поставленной в Индию американской продукции;
  3. Ежегодная сертификация президентом США того, что Индия соблюдает правила режима нераспространения.

Кроме того, сенат ограничил будущие поставки ядерного топлива из США в Индию "оперативными потребностями" индийских АЭС, что сделает практически невозможным накопление в Индии запасов ядерного горючего.

В свою очередь, Индия требует от США вернуться к исходной договорённости о полномасштабном сотрудничестве в атомной сфере, без каких-либо ограничений.

Помимо всего прочего, у Дели вызывает беспокойство то, что сенат поменял местами последовательность шагов, необходимых для практической реализации ядерной сделки. Ранее предполагалось, что Индия завершит переговоры с МАГАТЭ о постановке своих гражданских ядерных объектов после того, как США внесут поправки в своё законодательство. Однако сенат настаивает на прямо противоположном порядке действий.

Сенатский билль обязывает Вашингтон прервать сотрудничество с Дели, если в Индии будет проведено очередное испытание ядерного оружия в "нарушение" добровольного моратория на ядерные взрывы. Индийская оппозиция расценивает такое требование как попытку вынудить Индию присоединиться к ДВЗЯИ "через чёрный ход".

"С большинством из этих условий мы вполне можем смириться. Но "оптика" всей сделки определяется обязательствами, данными премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом национальному парламенту в августе 2006 года", - считает, тем не менее, Лалит Мансингх, бывший секретарь МИД Индии и посол в Вашингтоне.

Категоричные августовские заявления Сингха о том, что он ни на шаг не отступится от первоначального текста сделки, оставляют индийскому лидеру минимальное пространство для манёвра. Кроме того, в индийском атомном секторе есть немало право-радикальных элементов, требующих проведения новых ядерных испытаний, в том числе, и взрыва водородной бомбы.

Тем не менее, администрация Буша и правительство Сингха не оставляют надежды ослабить, а то и вовсе удалить спорные положения из окончательной версии закона в ходе его обсуждения на заседаниях согласительной комиссии двух палат американского парламента.

Позитивный результат работы согласительной комиссии не станет концом парламентской процедуры. В следующем году, американским депутатам предстоит рассмотреть техническое соглашение, известное под названием "1-2-3". Наконец, своё согласие на снятие эмбарго с Индии должны также дать ГЯП и МАГАТЭ.

В Совете управляющих МАГАТЭ есть государства, не готовые признать за Индией право на подписание с агентством "особого" соглашения о гарантиях. Аналогично, в ГЯП имеется оппозиция намерениям деблокировать Индию. Против снятия наложенных на Дели ограничений могут выступить страны Северной Европы, Ирландия, Новая Зеландия и даже Китай.

Очевидно, что недавние заявления Дели о готовности сотрудничать с Пекином в атомной сфере станут своего рода "пряником" для Народной республики. Индия готова покупать у Китая ядерные материалы и, возможно, импортировать атомные энергоблоки с такими же реакторами, которые КНР поставляет в Пакистан.

Индо-китайская ядерная сделка не представляется полностью невозможной. В прошлом, Китай продавал Индии уран для АЭС "Тарапур". Кроме этого, Поднебесная тайно поставила в Индию большую партию тяжёлой воды.

Возможные военные приложения ядерной сделки очень беспокоят некоторых экспертов. "Будет просто ужасно, если Индия вовлечёт целый ряд стран, включая Китай, в свою военную ядерную программу. В конце концов, индо-американское атомное соглашение лишь частично является гражданским. В его основе лежит признание Индии как страны, обладающей ядерным оружием, и предоставление ей дополнительных возможностей по приобретению материалов и оборудования, необходимого для дальнейшего расширения индийского атомного арсенала", - опасается профессор Ачин Ванаик из департамента политических наук университета Дели.

ИСТОЧНИК: IPS, Прафул Бидваи

Темы: АЭС, Индия, США


Rambler's Top100