Дочь географа, племянница археолога, президент атомной группы

Группа AREVA, французский атомный гигант, заключила крупнейшую в истории атомной отрасли сделку с Китаем. Соглашение предусматривает поставки в КНР двух ядерных реакторов, а также передачу технологий. Китайские контракты имеют особое значение для президента группы Анн Ловержон, чей оптимизм и выбранная тактика нередко вызывали резкую критику, пишет газета Нью-Йорк Таймс.

Причины скептицизма лежали на поверхности. В последние годы большинство государств с развитой атомной энергетикой не спешили строить новые блоки, а бывшие потенциальные претенденты на ядерный статус отказывались от атомного выбора. Но китайская сделка группы AREVA доказывает, что атомный бизнес восстаёт из пепла, и помогают ему в этом такие люди, как Ловержон.

Дочь профессора и племянница археолога, юная Анн была увлечена античностью. Всё закончилось после первого же выезда с дядей на раскопки. "Я поняла, что археология - это пыль, грязные руки и постоянное ползание на четвереньках", - смеётся в свои 48 лет мадам Ловержон, рассказывая о том, что изменило её жизненные интересы.

Долгий путь президента AREVA от грязных рук к чистой энергетике изобиловал неожиданными поворотами. Прежде чем влиться в сугубо мужской атомный бизнес, она успела побывать в Елисейском дворце, отработав на должности советника при президенте Франсуа Миттеране.

Ловержон родилась в Орлеане, сердце Франции, где её отец преподавал географию. В колледже она училась химии и физике, что позволило ей успешно поступить и окончить парижский горный институт (Ecole des Mines), входящий в число элитных французских инженерных вузов.

Получив диплом о высшем образовании, Ловержон работала в известных компаниях, в частности, в сталелитейной компании "Usinor", ставшей в наши дни составным элементом группы "Arcelor-Mittal". В первой половине 90-ых годов она делала политическую карьеру на посту помощника Миттерана по вопросам международной торговли. В 1995 году Ловержон получила статус партнёра в одном из парижских инвестиционных банков.

Сегодня большую часть времени Ловержон проводит в разъездах, продвигая продукцию группы AREVA по всему миру. Немногие свободные дни она предпочитает тратить, навещая своих детей (8 и 4 лет), учащихся в частной школе. Её муж Оливье - тоже бизнесмен, как и сама Анн.

Атомная отрасль во всём мире консолидируется. Японская "Тошиба" объединила усилия с американским "Вестингаузом", их примеру последовали "General Electric" и "Hitachi". В России на обломках советского Средмаша появился на свет "Атомстройэкспорт". Во Франции Анн Ловержон в 2001 году собрала в единое целое топливную компанию "COGEMA" и производителя реакторов "Framatome" - так начиналась история группы AREVA. Впервые в современной истории одна компания начала предлагать на рынке полный пакет услуг, от добычи урана и строительства энергоблоков до обращения с ОЯТ.

В этом же 2001 году Ловержон впервые в жизни побывала на АЭС. "Станция оказалась очень чистой и вполне современной. Меня просто поразил тот факт, что из маленького объёма урана получается огромное количество энергии", - вспоминает президент AREVA. Любопытно, что в атомную отрасль она пришла, будучи убеждённой "эколё" (так во Франции называют зелёных).

"Мне говорили, что у атомной энергетики нет будущего. Я отвечала: "У нас есть будущее, и мы должны инвестировать в него". Что ж, теперь мы превратились в лакомый кусок", - считает Ловержон.

Рост интереса к атомной энергетике в современном мире вызван повышением цен на нефть и необходимостью снижения выбросов парниковых газов. Атомные компании вовсю пользуются своими преимуществами, получают контракты в Азии и даже обращают свои взоры на государства Запада, в том числе, и Соединённые Штаты.

"АЭС - это не так дорого, и самое главное, что все затраты хорошо предсказуемы. Топливная составляющая не превышает 5%. Более того, атомная энергетика не зависит от зарубежных поставок и не производит парниковых газов", - говорит Ловержон.

С этой точкой зрения согласны далеко не все. "Сейчас нет безопасного способа обращения с радиоактивными отходами, а развитие ядерных технологий ведёт к распространения ядерного оружия", - полагает Натан Аржент из экологической организации "Гринпис". В ответ мадам Ловержон настаивает, что AREVA не занимается распространением: "Безо всяких исключений, мы не ведём бизнес с теми странами, которые не принимают международный контроль".

Целый ряд государств стоит сегодня на антиатомных позициях. Германия, некогда лидер в атомной области, приняла обязательство закрыть все свои АЭС к 2020 году. Аналогичное решение существует и в Швеции, причём срок отказа от мирного атома здесь ещё более жёсткий - к 2010 году. Ловержон с подобной проблемой не сталкивается. Во Франции до 80% электроэнергии производится на АЭС, и для этой страны актуальными являются вопросы не замены атомной генерации, а переработки ОЯТ и замыкания ядерного топливного цикла.

Новый президент Франции Николя Саркози охотно протягивает Ловержон руку помощи. Выступая в ООН и посещая средиземноморские страны (например, Ливию и Марокко), политик активно рекламирует французские атомные технологии. Неудивительно, что Саркози лично присутствовал на недавнем подписании соглашения между AREVA и китайскими атомщиками.

AREVA поставит китайской компании "China Guangdong Nuclear Power Group" два современных реактора EPR-1600 для установки на площадке Тайшань (Taishan) в южной провинции Гуандун. Французы помогут также китайским коллегам в эксплуатации новой станции. В рамках сделки стоимостью в 8 млрд евро, группа будет сотрудничать с Китаем по целому ряду направлений, включая переработку ОЯТ.

Мадам Ловержон сталкивается с конкуренцией со стороны американских компаний и российского "Атомстройэкспорта". Она утверждает, что ничуть не обеспокоена этим. AREVA приняла вызов "Вестингауза" и вступила с ним в бой на его собственной территории. Вместе с "Constellation Energy" французы создали СП для продвижения реакторов EPR-1600 на американском рынке. В этом деле им помогают энергетики из "Electricite de France".

Однако атомная группа остро нуждается в деньгах. Французское правительство рассматривает сейчас несколько вариантов привлечения инвестиций, включая продажу части акций AREVA. Среди потенциальных покупателей называется турбинный гигант "Alstom". Анн Ловержон признаёт, что альянс с "одним-двумя промышленными партнёрами" пойдёт атомной группе на пользу.

Но главное для Ловержон сейчас - это реакторы EPR-1600. Первый блок с такой установкой строится в Финляндии, на площадке Олкилуото. Исходный график работ давно оказался сорванным, а перерасход сметы, по некоторым данным, превышает 1 млрд долларов.

Ловержон отказывается оглашать возможные потери группы из-за санкций со стороны финского заказчика. При этом, она признаёт, что финский проект, скорее всего, не станет для AREVA прибыльным. С её точки зрения, "Олкилуото-3" следует рассматривать как инвестиционные затраты, а также как демонстрацию работоспособности французских технологий.

И судя по всему, Китай с такими аргументами согласен.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 28.11.2007

Темы: АЭС, Франция, AREVA, Вестингауз, Китай


Rambler's Top100