Белорусская АЭС: пошла реакция

В минувший понедельник президент Беларуси подписал указ, который можно считать официальным началом строительства АЭС. Известен тип реактора, с большой долей уверенности можно говорить о поставщике оборудования и ядерного топлива и даже о размерах снижения стоимости электроэнергии после ввода АЭС. Лишь вопрос о захоронении ядерных отходов остается открытым.

Согласно указу, в рамках Минэнерго создается дирекция для выполнения функций заказчика строительства, а в рамках МЧС - Госатомнадзор с функциями госрегулирования безопасного использования ядерной энергии, ионизирующего излучения и обращения с радиоактивными отходами. Генеральным проектировщиком определено предприятие «БелНИПИэнергопром», которое на основе переговоров с подрядчиками будет заключать договоры на выполнение проектно-сметной документации, инжиниринговых работ по выбору площадки строительства АЭС, разработку обоснования инвестиций в строительство и тендерной документации.

На понятном языке

На АЭС будет использоваться реактор водо-водяного типа с повышенным уровнем пассивной защиты. Реакторы подобного типа проектируют и производят три компании: американо-японская Westinghouse-Toshiba, французская Areva и российская «Атомстройэкспорт». Как сообщил на прошедшем на прошлой неделе семинаре академик НАН Александр Михалевич, реакторы всех трех компаний удовлетворяют требованиям белорусской стороны, но российские проекты предпочтительнее по ряду условий: общность языка и технологий, возможность получения кредитов в рамках союзного государства и обучения специалистов в российских вузах. Зампредседателя президиума НАН Владимир Тимошпольский уверен, что будет выбрана российская компания: «Я уверен на 99%, что это будет Россия, и мы активно в этом направлении работаем».

Выбор российской компании в качестве поставщика оборудования для станции означает, что ядерное топливо также будет поставляться из России. Ученые излучают уверенность в том, что Беларусь не впадет в зависимость от российского топлива, ведь именно для этого затевается строительство АЭС. Как сообщил замдиректора «БелНИПИэнергопрома» Владимир Бобров, «монополии стран - поставщиков ядерного топлива уже нет. Топливо для российских реакторов могут делать Китай, Франция». Представители французской Areva на переговорах заявили, что если к заявке белорусской стороны присоединятся российские энергетики, то компания может организовать производство ядерного топлива для поставок на атомные энергоблоки России и Беларуси.

Но в международной практике производитель реактора обеспечивает выполнение гарантийных обязательств только в том случае, если АЭС использует поставляемое им топливо. В противном случае он может снять с себя всякую ответственность за возможные ЧП.

Урана хватает

Нет полной ясности и с ядерным топливом. Согласно докладу МАГАТЭ, запасов урановой руды на планете хватит еще на 80 лет. Как отметил Михалевич, в настоящее время объемы добычи урана превышают его потребление, и сейчас на складах достаточно топлива для работы всех АЭС мира в течение семи лет. Однако в планах ведущих стран мира очень существенное наращивание доли ядерной энергетики в своих энергобалансах, а современные АЭС строятся с расчетным сроком эксплуатации 40-60 лет. Поэтому вопрос, где брать топливо в условиях возможного дефицита, остается открытым.

Но если так далеко в будущее белорусские энергетики, вероятно, не заглядывают, то расчеты примерной стоимости электроэнергии для потребителей Беларуси после ввода в эксплуатацию АЭС уже есть. Как сообщил Бобров, при одинаковой стоимости доллара и прочих равных условиях в 2020г. стоимость электроэнергии снизится на 10-15% по сравнению с ценой 2015г., когда АЭС еще будет строиться.

С вводом станции в эксплуатацию Беларусь все-таки не сможет обеспечить выработку электроэнергии от трех топливных источников в равных долях, как того требует безопасный энергобаланс, но страна станет менее зависимой от российского газа. За счет ввода угольных электростанций топливный баланс Беларуси в 2020г. совокупно составит 40 млн. т условного топлива (у.т.). Доля угольной энергетики в энергобалансе составит 4 млн. т у.т., такой же объем придется на долю ядерной энергетики, около 6,5 млн. т составят местные виды топлива. «Таким образом, к 2020г. 14-16 млн. т у.т. из 40 млн. т будет заменено в балансе другими видами топлива вместо природного газа», - отметил Тимошпольский.

На фоне оптимистичных прогнозов большинство ученых стараются скромно обходить скользкий вопрос об утилизации ядерных отходов. Частично это молчание связано с тем, что разработкой могильника можно начать заниматься только после разработки проекта самой станции. Впрочем, это касается хранения эксплуатационных отходов, а над вопросами окончательного захоронения следует задуматься уже сейчас.

Стадион радиоактивного мусора

По оценкам независимых экспертов, за 40 лет работы АЭС текущих отходов и отходов, связанных со снятием ее с эксплуатации, наберется объемом с минский стадион «Динамо» (по 250 куб. м в год на 1 ГВт установленной мощности). По международным правилам, отработанное ядерное топливо (ОЯТ) должно отправляться в страну-изготовитель на переработку, а потом возвращаться в виде отходов для окончательного захоронения. Однако уже сейчас несколько стран, где установлены реакторы российского производства, - Чехия, Украина, Венгрия, Финляндия - отказались от такой практики по причине чрезвычайно высоких цен на эти мероприятия. Беларуси также надо быть готовой к такому повороту событий и искать возможность надежного захоронения ОЯТ на своей территории. К несчастью, сделать это будет нелегко по причине неблагоприятных геологических характеристик страны.

Вероятно, ученые рассчитывают, что ко времени снятия отечественной АЭС с эксплуатации в мире уже будут найдены способы безопасного хранения или утилизации ядерных отходов. К примеру, Швеция уже сейчас рассматривает возможность захоронения ОЯТ без предварительной переработки. Как рассказал академик Михалевич, страна работает над проектом могильника на глубине 500 м в скальной породе, где хранить отходы можно будет 300 тыс. лет. Подобный проект также разрабатывают США. «Если ситуация будет благополучной, почему бы Швеции или другим странам не зарабатывать на этом деньги. Едва ли в мире будет построено международное хранилище для ядерных отходов, но такой вариант тоже имеет право на жизнь», - сказал Михалевич.

ИСТОЧНИК: БелГазета

ДАТА: 21.11.2007

Темы: АЭС, ОЯТ, Восточная Европа, Белоруссия


Rambler's Top100