В эти дни, когда сенат США принял законопроект, открывающий двери для сотрудничества Вашингтона и Дели в сфере атомной энергетики, противники сделки привлекают внимание к некоторым неприемлемым для Индии положениям американского документа.
Они требуют от властей Индии отказаться от соглашения с Соединёнными Штатами и приостановить исполнение дальнейших шагов по заключению договора "1-2-3", равно как и переговоры с МАГАТЭ о выработке условий контроля за индийскими гражданскими ядерными объектами.
Премьер-министр Индии Манмохан Сингх может сейчас вспомнить о той ситуации, в которой он оказался 15 лет назад после старта либерализации экономики в стране. Многие утверждали тогда, что индийцы потеряют в результате этого процесса рабочие места, а страна попадёт в зависимость от импорта и превратится в своего рода новую Восточно-Индийскую компанию. Как показало время, они ошибались.
Нужно чётко понимать, что означает принятие сенатского законопроекта. Речь идёт не просто о двустороннем соглашении Индии и США. Большинство развитых стран - в том числе, Россия и Китай - признают ведущую роль Америки в осуществлении режима отказа в передаче технологий, вступившего в силу против Индии после проведения ядерных испытаний на "Похране-2". Этот режим базируется на ДНЯО, РКРТ и целом ряде других международных соглашений.
В отличие от США, прочие развитые страны предпочитали не менять свои законодательства для закрепления технологических запретов. Их схема действий - это введение мер административного характера. В такой ситуации, изменение законов США оказалось необходимым предусловием для открытия Индии доступа на мировые рынки технологий.
Россия воздерживалась от поставок урана на первую очередь АЭС "Тарапур" до тех пор, пока президент США Джордж Буш не дал зелёный свет для подобных операций в своём совместном заявлении с Манмоханом Сингхом, сделанным 2 марта 2006 года.
Следовательно, принятие сенатского законопроекта нужно рассматривать с двух сторон. Первый - и наиболее важный - аспект заключается в том, что режим отказа технологий для Индии прекращает существовать. Даже если в американском законе сохранятся неприемлемые для Дели условия, сам факт его принятия станет сигналом для других стран о том, что они могут возобновить торговлю с Индией, оставаясь в рамках существующих договоров по контролю за вооружениями. Американские условия не являются юридически обязательными для остальных государств.
Второй аспект - это двустороннее индо-американское ядерное соглашение. Действительно, парламент США включил в него неприемлемые для Дели положения. Как следует теперь поступить Индии?
Некоторые эксперты говорят, что Индия обязана отвергнуть сделку с США и отказаться от заключения технического соглашения "1-2-3". В этом случае, мы выплеснем из ванны вместе с водой и ребёнка.
На самом деле, Индия должна продолжить переговоры по соглашению "1-2-3" и добиться его подписания. Точно также, Индия должна успешно завершить свои дискуссии с МАГАТЭ по режиму будущих проверок. По-прежнему, Индии необходимо добиваться внесения поправок в руководящие положения ГЯП. В то же время, Индии не стоит обращать внимания на американские законы.
Давайте вспомним, что Китай имеет с США аналогичное соглашение о ядерном сотрудничестве, обставленное примерно такими же условиями с американской стороны. Пекин действует очень просто - он приобретает реакторы не у США, а у Канады, России и Франции.
Для Индии было бы разумно последовать китайскому примеру. Если же американцы всё-таки захотят продать в Индию свои реакторные технологии, то им самим придётся думать, как убрать навязанные конгрессом США условия осуществления подобных сделок.
В Индии есть люди, принципиально возражающие против освобождения страны от ядерного апартеида. Интересно, что в 90-ые годы многие левые сторонники Китая точно также возражали против попыток Индии последовать китайскому примеру в деле либерализации своей экономики.
Китай всегда и во всём поступает прагматично. Задолго до своего вступления в ВТО, Китай открыл свои двери для иностранных инвестиций и превратился в одного из крупнейших игроков на мировых рынках. Как известно, Соединённые Штаты поддерживают отношения с Тайванем и даже продают на мятежный остров современное оружие - но это не мешает Китаю торговать с Америкой.
Всё дело в том, что у Китая есть своя, крайне эффективная стратегия - "унизиться, чтобы победить". Для Индии было бы полезно перенять этот китайский опыт при планировании своих ближайших действий по ядерной сделке.
ИСТОЧНИК: DNA (Индия)