Закрыть нельзя оставить

МАГАТЭ не закрыло вопрос о покупке Ираном технологий центрифуг P-1 и P-2, но не сумело сформулировать список своих претензий к иранской стороне. Российское ядерное топливо для первого энергоблока Бушерской АЭС будет помещено под пломбы МАГАТЭ, что затруднит его перенаправление на один из строящихся российских блоков. Таковы главные положения очередного доклада генерального директора МАГАТЭ Мохаммада Эльбарадея по ядерной программе Исламской Республики, распространённого среди дипломатов и специалистов стран-участниц совета управляющих международного атомного агентства.

Вопрос №3 рабочего плана

Вопрос №3 рабочего плана - о покупке Ираном технологий центрифуг P-1 и P-2 - стал главным пунктом осенней кампании МАГАТЭ по расследованию прошлого иранской ядерной программы. От его успешного прохождения во многом зависело будущее непростых отношений Исламской Республики и атомного агентства.

Обе стороны неоднократно заявляли об успешных переговорах и продвижении вперёд. Несмотря на это, знаковая фраза This issue is therefore considered resolved в окончательную версию доклада Эльбарадея не попала, и де-факто вопрос остался открытым.

Вместе с тем, МАГАТЭ не стало формулировать в тексте доклада конкретных претензий к Ирану. Более того, агентство постулировало верность иранских деклараций по центрифугам P-2.

Что касается их ранних аналогов P-1, то единственными белыми пятнами иранской программы в докладе называются отсутствие авторства у документа от 1987 года, содержащего список предложений для поставок оборудования через тайную сеть международных посредников, и невозможность точно установить, кто именно - Иран или тайная сеть - стал инициатором переговоров в 1993 году. Эти лакуны не могут принципиально повлиять на вывод МАГАТЭ о характере иранского ЯТЦ, каким бы он ни был, а их сохранение выглядит легко объяснимым, ведь, в конце концов, речь идёт о событиях, состоявшихся, соответственно, 20 и 14 лет назад.

Единственным объяснением отказа МАГАТЭ закрыть вопрос №3 может служить отсылка в параграфе 13 на необходимость установить конкретную роль в создании центрифуг одного из тегеранских технических университетов. Однако, в рабочем плане эта проблема включена в состав вопроса №4 (об урановых загрязнений), расследование которого формально не может начаться до тех пор, пока не будет официально закрыт вопрос №3.

Но поведение иранских властей и руководства МАГАТЭ вселяет определённые надежды. И в Тегеране, и в Вене, как представляется, договорились не акцентировать возникшие неувязки. В самые ближайшие дни, в столицу Исламской Республики прибудут эксперты агентства, имеющие задачей начать консультации с иранской стороной по вопросу №4. Это означает, что стороны ведут себя так, как если бы вопрос №3 оказался бы закрыт.

В чём же причина возникшей пробуксовки, теоретически способной похоронить с таким трудом установившуюся кооперацию между Ираном и МАГАТЭ? По нашим данным, закрытию вопроса о центрифугах мешает консолидированная позиция США, Соединённого Королевства и Франции. Эти три страны подготовили собственный список вопросов к Ирану на восьми страницах и требуют от МАГАТЭ добиться от Ирана получения на них ответов. В таком случае, расследование центрифужной части иранского "ядерного досье" затянется на несколько лет.

Текущее состояние рабочего плана

Текущий статус рабочего плана, принятого Ираном и МАГАТЭ летом этого года, выглядит теперь следующим образом.

Белое пятноДата подготовки вопросовДата подготовки ответовДата закрытия пятнаДата подтверждения в докладе
Эксперименты с плутонием01.08.0707.08.0720.08.0731.08.07
Загрязнение ВОУ в Карадже07.08.0707.08.0720.08.0731.08.07
Покупка технологий для центрифуг P1 и P231.08.0705-12.11.07 не определена15.11.07
Загрязнения ураном15.09.07декабрь 2007 годамарт 2008 годамарт 2008 года
Документ по металлическому урану12.07.0708.11.07нет данныхнет данных
Эксперименты с полонием15.09.072 недели после закрытия вопроса о металлическом ураненет данныхнет данных
Урановый рудник в Гчине15.09.072 недели после закрытия вопроса о полониинет данныхнет данных
Подозреваемые исследованиянет данныхнет данныхнет данныхнет данных

Российское топливо для Бушерской АЭС

Параграф 38 доклада Эльбарадея чуть не вызвал настоящую сенсацию. В нём говорится, что МАГАТЭ сделало приготовления к проведению верификации и опломбированию свежего ядерного топлива для АЭС "Бушер", намеченному на 26 ноября 2007 года. Эта процедура, как известно, предшествует отправке топлива из Российской Федерации в Иран.

Конечно, ни о каких конкретных сроках собственно поставки топлива в Бушер судить по этой цитате не представляется возможным. Опломбированные сборки могут находиться на российской территории сколь угодно долго. Однако из факта установки пломб вытекает важное для Ирана следствие - теперь для Росатома будет весьма сложно переназначить хранящиеся на НЗХК кассеты для использования на втором ростовском или других строящихся силами россиян атомных блоках.

О возможности такого оборота часто говорилось ранее, хотя официально в Москве подобную версию категорически не поддерживали. Российский производитель - корпорация ТВЭЛ - несёт убытки от "замораживания" полной первой загрузки активной зоны с реактором ВВЭР-1000, и желание использовать бушерское топливо в других проектах выглядело бы вполне естественным.

Теперь во взаимоотношения российского продавца и иранского покупателя вмешалась третья сила. После 26 ноября, топливо на НЗХК окончательно получит статус бушерского, и для любого иного его использования россиянам потребуется удалить пломбы международных инспекторов.

ИСТОЧНИК: Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru

ДАТА: 17.11.2007

Темы: ЯТЦ, Азия, Иран, Россия, АЭС Бушер


Rambler's Top100