Случайно или нет, но внутриполитическая ситуация в Армении сегодня еще более напряжена. И напряженность эта, в отличие от Грузии, объективная. В начале весны республику ожидают президентские выборы. Интрига в том, что действующий президент Роберт Кочарян не имеет права баллотироваться на третий срок, и власть, по всей видимости, будет стараться воспроизвести себя в лице соратника Кочаряна, премьер-министра Сержа Саркисяна. Последний достаточно успешно преодолел огромную политическую дистанцию протяженностью в 15 лет, чтобы претендовать на высший пост. Однако на финише события начали принимать тревожный для Саркисяна оборот. Первый президент Левон Тер-Петросян, который с философским молчанием взирал на беды страны 10 лет, вдруг разразился критикой и объявил себя кандидатом в президенты. Осталось непонятным, он заявил о своем намерении из-за бед Армении, или заявил о бедах ради того, чтобы стать кандидатом. Во всяком случае, случилось это после многочисленных его консультаций с западными политиками, а также со своими соратниками из Армянского общенационального движения, некоторые из которых курируют программы Госдепа в республике.
Чтобы понять, в чем состоит важность Армении для США на данном историческом этапе, стоит только вспомнить, что попытки США перевернуть власть Кочаряна начались еще задолго до того, как Саакашвили поднял народ против Шеварднадзе. Тогда, в 2003 году, усилия армянской оппозиции оказались тщетны во многом потому, что сама технология не была достаточно отлажена, не хватало у американцев и полного понимания глубины армянской действительности, в том числе нюансов, связанных с карабахским конфликтом. Сегодня данное понимание есть. На арену выведен Левон Тер-Петросян, который обладает всей полнотой информации о текущем процессе урегулирования. Однако конформистская позиция первого президента в свое время сыграла крайне негативную роль в его политической карьере. Сегодня атмосфера изменилась. Речь идет об информационной атмосфере. Азербайджан работает на накал страстей, перманентно выступая с милитаристских позиций, чем все больше утверждает в армянской общественности идею о неизбежности уступок. Это то, к чему призывал в начале 90-х Левон Тер-Петросян, и к чему пришли запутавшиеся в хитросплетениях глобальной политики нынешние правители - Роберт Кочарян и Серж Саркисян. Информационная обработка армянских умов сняла с Тер-Петросяна печать капитулянта, но не изменила самой сути проблемы.
Армения - плацдарм российского военно-политического влияния в обширном регионе, а армянский вопрос - внутриполитический фактор в США и причина напряжения в турецко-американских отношениях. Вашингтон сделает все возможное, чтобы взять под контроль и страну и вопрос. Утверждение в Армении проамериканского президента станет очень болезненным ударом для России. На повестке дня строительство нового атомного реактора. Россия и США уже развернули борьбу за этот проект, прекрасно осознавая, что контроль над Армянской АЭС равносилен контролю над энергетикой не только Армении, но и половины региона. Не стоит перечислять все лавры, которые достанутся победителю затяжной "армянской партии". Очевидно, речь идет о стратегических преимуществах регионального масштаба, связанных с Ираном и контролем над ирано-армянским газопроводом, турецко-армянской повесткой и т.д.
ИСТОЧНИК: ИА REGNUM
ДАТА: 03.11.2007
Темы: АЭС, Армения, Россия, США