Атомные стрелочники на АЭС Дэвис-Бесс доказывают, что их подставили

Бывший проектант Дэвид Гейсен, суд над которым проходит сейчас в округе Толедо (США), назвал инцидент в феврале 2002 года на АЭС "Дэвис-Бесс" одним из наиболее серьёзных за всю историю атомной энергетики и поставил его в один ряд с авариями на TMI-2 (США) и Чернобыльской АЭС (СССР), а также с аварией с потерей питательной воды на АЭС "Дэвис-Бесс" в 1985 году.

В феврале 2002 года в ходе ППР на АЭС "Дэвис-Бесс" было обнаружено повреждение крышки реактора в результате коррозии со стороны первого контура. Коррозия разрушила втулку патрубка для входа привода СУЗ и крышку из углеродистой стали, и только уцелевшая наплавка из нержавеющей стали спасла американцев от крупной аварии с выходом радиоактивного теплоносителя в помещение реактора.

Трое бывших сотрудников АЭС "Дэвис-Бесс" - в том числе, и Гейсен - находятся сейчас на скамье подсудимых, в то же время, руководство компании-владельца станции сумело избежать уголовного преследования. Инцидент 2002 года положил начало крупнейшему скандалу в западном реакторостроении, связанному с выбором проектантами "Вестингауза" неустойчивого к коррозии сплава 600 в качестве одного из главных материалов для энергоблоков с реакторами PWR.

Комиссия по ядерному регулированию (NRC) США располагала в 2001 году определёнными подозрениями о том, что на АЭС "Дэвис-Бесс" происходит нечто неладное. Однако, после получения официальных документов от ряда сотрудников станции, NRC отказалась от идеи проведения чрезвычайной инспекции станции. Как выяснилось впоследствии, это решение было принято на основе фальсифицированных и заведомо неверных данных о состоянии АЭС.

На судебных слушаниях по делу инженера Гейсена и контрактора Родни Кука стороны пытаются установить, кто конкретно был осведомлён о плачевном состоянии АЭС "Дэвис-Бесс" до инцидента 2002 года. Суд над третьим бывшим работником АЭС, предложенным в качестве "стрелочника" - Эндрю Семашко - начнётся позднее.

Позиция защиты сводится к тому, что Гейсен и Кук были внезапно назначены в 2001 году ответственными за представление отчётов о состоянии безопасности АЭС "Дэвис-Бесс" для NRC. При этом, и инженер, и контрактор не имели реальных сведений о том, что происходит на крышке реактора, и подготовили свои отчёты на основании переданных им устаревших данных. Так, Гейсену были выданы в качестве исходного материала съёмки очень низкого качества, сделанные в ходе ППР на крышке реактора в 1996 и 1998 годах. При этом, более свежие материалы, отснятые в 2000 году, оказались для Гейсена недоступными.

"После своей презентации в 2001 году перед регуляторами я чувствовал себя идиотом. У меня не было достаточно данных для того, чтобы ответить даже на простые вопросы. Мои коллеги направили меня в NRC полностью неподготовленным", - заявил Гейсен в ходе судебных слушаний.

Осмотр крышки реактора АЭС "Дэвис-Бесс" в 2000 году производил Семашко, однако компания-владелец ("FirstEnergy") пыталась в 2001 году воспрепятствовать его общению с инспекторами NRC. Поводом для этого стал "восточноевропейский акцент" атомщика, который, по мнению "FirstEnergy", мог оказаться "трудным для понимания" сотрудников регулирующего органа.

Суд над атомными стрелочниками продолжается. Гейсену и Куку угрожает по пять лет тюремного заключения и по 250 тысяч долларов штрафа. Их бывшие работодатели выступают на стороне обвинения.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 22.10.2007

Темы: АЭС, США, Безопасность, Сплав 600


Rambler's Top100