Сердце четвёртого блока

О ней спорят уже двадцать лет. В нее верят, на нее надеются. Ее боятся и уважают. В нее невозможно не влюбиться, и побывав здесь однажды, всегда ищешь повод вернуться. Вернуться для того, чтобы увидеть, как над горизонтом вырастает изящная и надежная, как средневековый замок, устремленная ввысь и в будущее, построенная энтузиастами, сохраненная влюбленными в нее людьми Белоярская атомная.

Спорить о ней начали после Чернобыля. Тогда же появился и первый страх даже перед мощными корпусами АЭС - радиофобия. Хотя бояться уже нечего. Да и спорить, по сути, не о чем. Время все расставило по своим местам, и ответы на многие вопросы, которые, казалось когда-то, просто невозможно найти, уже даны. После черного апреля 1986 года атомщики сделали больше, чем человек несведущий может себе представить. И сегодня БАЭС - это мощная электростанция, радиационный фон вокруг которой не превышает естественных для Урала значений.

БАЭС доказала свою безопасность, свое право на жизнь, на обеспечение электроэнергией огромного региона и на будущее - свое и уютного города атомщиков, Заречного. Свое право на четвертый блок, БН-800.

Наверное, многие читатели помнят о том, что строить этот блок решили еще до чернобыльских событий, когда в светлом будущем атомной энергетики никто и не сомневался. Но в 1986 году проект заморозили. А потом началась перестройка, и дорогостоящий проект был отложен и забыт до лучших времен. Иногда казалось, что времена эти просто никогда не настанут. Что государство никогда не найдет больше денег на реализацию этого масштабного проекта.

Атомная энергетика. Немного цифр и фактов

Но лучшие времена-таки наступили. В 1997 году о проекте вспомнили и полностью пересмотрели его, привели в соответствие современным требованиям. Благодаря тому, что технологии за эти годы шагнули далеко вперед, мощность энергоблока выросла с 800 до 890 мегаватт. Причем не за счет мощности самого реактора, а благодаря увеличению КПД тепломеханического оборудования. Специалисты доработали турбину, и это позволило более, чем на десять процентов, увеличить мощность БН-800.

А еще несколько лет спустя, после долгих разговоров, нашлись и деньги. Но всего два года назад на месте строящегося реактора была только глубокая яма, на дне которой задумчиво трудились несколько экскаваторов. Да ржавел печально чуть в стороне КСР - корпус сборки реактора.

С тех пор изменилось многое. В атомной энергетике произошел настоящий переворот. Федеральное агентство Росатом возглавил энергичный Сергей Кириенко, провозгласивший ренессанс атомной энергетики. И дело сдвинулось с мертвой точки.

Для того, чтобы оценить значение атомной энергии для России, достаточно нескольких цифр. Общая мощность российских АЭС - 23 гигаватта; 31 мощный энергоблок дает 16 процентов электроэнергии России. Если сравнить угольную и атомную генерацию, то преимущества второй - очевидны. Общая мощность десяти блоков Рефтинской ГРЭС - 3,8 гигаватта. Ровно столько же энергии могут дать четыре атомных энергоблока. При этом - ни дыма от сожженного угля, ни золоотвалов, ни других вредных последствий. Кроме того, атомный миллионник - это экономия двух миллиардов кубометров газа в год.

Есть и еще один очень важный момент. Россия, которая по многим параметрам отстает сегодня от западных держав, опережает их в области реакторов на быстрых нейтронах на 15-20 лет. И не надо бояться, что запасов урана, основного топлива для таких энергоблоков, осталось только на сто лет. "Быстрые" реакторы в качестве топлива используют не пять килограммов урана из тонны руды, а в сто раз больше - 500-700! "Значит, урана хватит уже не на сто лет, а газ можно употребить на более важные вещи", - сказал в одном из интервью директор БАЭС Николай Ошканов.

Кроме того, Свердловская область оказалась сегодня на грани энергодефицита, и новый энергоблок мощностью 890 мегаватт, который будет введен в строй к 2012 году, нам жизненно необходим.

Четвертому блоку - быть!

Это решение было принято несколько лет назад. Но пока работы финансировались только из средств концерна "Росэнергоатом", дело двигалось крайне медленно. Все пошло на лад, когда за дело взялась "Единая Россия". Партия добилась того, что БН-800 был включен в федеральную целевую программу развития атомной энергетики. И первый миллиард рублей атомщики уже получили.

- Теперь главное - успевать средства осваивать, - говорит заместитель главного инженера БАЭС Николай Леонтьев, наш проводник по будущему энергоблоку.

Площадь всех объектов нового энергоблока - 54 гектара. Для БН-800 потребуется 400 тысяч кубометров монолитного бетона и 58 тысяч тонн металлоконструкций. Протяженность же инженерных сетей составит 54 километра! Сегодня на площадке заняты 700 строителей, представители тридцати организаций из четырех регионов страны.

Четвертый блок - это уже не грандиозная яма, выбитая в скальном грунте, а большая стройка. Среди бетонных конструкций и арматуры четко видно сравнительно небольшое кольцо - сердце всего сооружения, начало шахты реактора. Центр шахты, а значит, и будущего реактора, отмечен пока только маленьким дюбелем. Но уже в этом году здесь появится опорное кольцо реактора.

Так и хочется сказать "на стройке весело стучат топоры и поют пилы". Но не плотники, конечно, а бетонщики главные здесь сегодня. Полным ходом идет сейчас на четвертом блоке возведение стен - армирование и бетонирование. Начаты такие работы и на шахте реактора.

Сложные технологические системы монтируются вместе с основными конструкциями. В бетон вмуровываются сливные водоводы - гигантские трубы диаметром 2,9 метра, по которым будет уходить в водохранилище вода, охлаждающая конденсаторы турбины. В будущем машинном зале монтируются трубы напорных циркводоводов.

Безопасность энергоблока для атомщиков превыше всего. Поэтому в реакторном отделении толщина фундаментной плиты составляет три метра (первая, высшая, категория сейсмостойкости), в машинном зале - метр 20 сантиметров (вторая-третья категория).

Реактор собираем как конструктор

Внушительные стены будущего главного корпуса энергоблока пока еще не скрывают в себе секретов российских атомщиков. Но уже в ноябре начнется здесь монтаж оборудования, который пойдет параллельно стройке. Внушительные части сложных машин и механизмов ни через двери, ни через окна (да и не будет в этом корпусе окон), не пройдут.

К ответственному моменту - началу монтажа - на БАЭС готовятся особо. Уже заново отделан и весело сияет свежей краской корпус сборки реактора. Заканчиваются последние приготовления, и чуть больше, чем через месяц, сюда поступят первые детали реактора, самая тяжелая часть которого, к слову, будет после сборки весить 240 тонн.

Комплектующие будут собираться в этом чистом, просторном корпусе, высотой с десятиэтажный дом, а потом, тремя частями, переберутся к шахте реактора. И уже на месте разрозненные части превратятся в вечно горячее сердце энергоблока.

Кстати, основное оборудование для БН-800 будет изготовлено на российских заводах. Импортные на стройке - только подъемные краны, шутят атомщики.

И все-таки о безопасности

Как бы хорошо я ни понимала, что атомная энергетика за 20 лет изменилась кардинально, но не смогла удержаться и задала Леонтьеву вопрос, который, я знаю, волнует многих жителей области. Что же будет с нами, если, против всех ожиданий, на БН-800 случится ЧП?

Николай Петрович ответил на этот вопрос уверенно и спокойно, как, наверное, и многим уже до меня:

- Проектом доказано, что при самой тяжелой аварии (вероятность ее составляет менее одной миллиардной доли вероятности, но по всем нормативам чрезвычайные ситуации должны учитываться), эвакуации населения из Заречного не потребуется. А что касается требований к качеству, то они у нас, что ни на есть, самые жесткие. Все, начиная с литья, арматуры, бетона, жестко контролируется и сертифицируется. Существует многоступенчатая программа контроля качества, которая осуществляется специалистами заводских лабораторий, атомщиками БАЭС и надзорными органами. Эта система работает очень эффективно. Более того, в последнее время техника продвинулась вперед, и современные приборы позволяют осуществить контроль на очень высоком уровне.

Не надо забывать и о том, что атомная энергетика у нас, как и во всем мире, сделала большой шаг вперед. После Чернобыля проделана огромная работа, все реакторы модернизированы, и сейчас подобная авария просто невозможна.

Пятый блок Белоярской АЭС

Кажется, говорить о нем сегодня преждевременно. Но, говорят, концептуальный проект пятого энергоблока уже лежит на столе директора БАЭС Николая Ошканова.

И это уже не просто мечта. Обещают, что к 2012 году для нового блока будет готов уже технический проект, и, если будет принято такое решение, следом за четвертым появится на БАЭС и пятый. Который, предположительно, построят к 2018 году.

Кстати, если третий блок БАЭС был изначально рассчитан на тридцать лет, четвертый блок - на 45, то срок службы пятого - уже 60 лет. Так что у атомной энергетики Среднего Урала - большое будущее.

А пока БАЭС - это большая стройка. И только сегодня можно увидеть здесь оплетенное арматурой кольцо шахты реактора - сердце четвертого блока.

ИСТОЧНИК: Областная газета (Свердловская область), Алла Баранова

ДАТА: 08.10.2007

Темы: АЭС, Россия, Белоярская АЭС, БН


Rambler's Top100