Шкода-ЯМ осталась в выигрыше, несмотря на проигрыш в беленском тендере

31 октября на пресс-конференции в Софии Национальная электрическая компания Болгарии (НЭК) официально объявила альянс во главе с российской компанией Атомстройэкспорт (АСЭ) победителем тендера на строительство двух блоков АЭС "Белене". На втором месте оказался альянс "Шкода-ЯМ" - "Вестингауз".

Неофициальная информация о том, что именно россияне, которые вышли на тендер в альянсе с немецкой компанией "Сименс" и французской "Арева", стали победителями, появилась гораздо раньше. 22 сентября со ссылкой на неофициальные источники об этом сообщила болгарская газета "Труд".

По сведениям болгарской радиостанции "Дарик Радио", стоимость российского предложения составляет 3 миллиарда 997 миллионов 260 тысяч евро. Чешская группа предлагала достроить АЭС "Белене" за 4 миллиарда 98 миллионов евро.

Цена киловатт-часа электроэнергии, произведённой на АЭС "Белене", составит 3,6-3,7 евроцента. В то же время, если бы победителем тендера был бы признан чешский участник, то беленское электричество подорожало бы до 4,0-4,3 евроцентов за киловатт-час.

По сведениям болгарской прессы результаты тендера определяются общей энергетической политикой болгарских властей, которые параллельно вели переговоры с "Газпромом" о заключении 20-летнего контракта на поставки газа. Однако трудно сказать, что оказало большее влияние: давление на Софию со стороны немецких и французских участников тендера либо давление со стороны "Газпрома". После победы в тендере альянса во главе с АСЭ автоматическая система управления (АСУ) станцией будет поставлена немецким Сименсом, в то время как проект "Шкоды-ЯМ" предполагал поставки АСУ от "Вестингауза".

Кстати, от проигрыша в тендере больше всего пострадал именно "Вестингауз". Как сообщил сайт iranatom.ru, в середине октября генеральный директор "Шкода-ЯМ" Мирослав Фиала, выступая в болгарской прессе, заявил, что в случае поражения на тендере отдельные компании, входящие в состав группы "Шкоды-Альянс", постараются заключить сепаратные соглашения о сотрудничестве с "Атомстройэкспортом".

Речь, в первую очередь, идёт о самой "Шкоде-ЯМ". По неофициальной информации, около двух недель назад в Плзни побывала группа руководителей АСЭ во главе с президентом АСЭ Сергеем Шматко. Они провели со "Шкодой-ЯМ" переговоры о возможном партнёрстве по завершении тендера.

Мощности "Шкоды-ЯМ", которая принадлежит российскому машиностроительному холдингу ОМЗ, будут востребованы в ближайшие 10-15 лет в России. Российская программа развития атомной энергетики предполагает введение с 2012-2013 г. не менее двух блоков АЭС в год в России. Принадлежащие ОМЗ "Ижорские заводы" могут производить не более двух корпусов реактора в год. Российских мощностей объективно не будет хватать даже для реализации собственной программы развития, не говоря уже о строительстве атомных станций за рубежом. И эта ситуация обеспечит "Шкоду-ЯМ" загрузкой на много лет вперёд.

"Если российская программа развития ядерной энергетики будет реализована так, как это было заявлено, то "Шкода-ЯМ" будет регулярно получать заказы на производство одного-двух корпусов реакторов в год", - сказал в неофициальном разговоре заместитель генерального директора ОМЗ Юрий Архипов.

ИСТОЧНИК: Пражский телеграф

Темы: АЭС, АЭС Белене, Чехия, Шкода-ЯМ, Восточная Европа


Rambler's Top100