Иранская ядерная программа очищается от подозрений

События нынешнего лета позволяют российскому атомному ведомству с оптимизмом оценивать перспективы достройки первого энергоблока Бушерской АЭС в Иране. Москва может, хотя и с большой осторожностью, вновь задуматься о получении дополнительных контрактов на иранские реакторы. Всё это стало возможным после того, как Тегеран и МАГАТЭ сумели найти общий язык и сформировали рабочий план действий по закрытию "ядерного досье".

Рабочий план

21 августа 2007 года в Тегеране представители иранской стороны и делегация МАГАТЭ окончательно согласовали рабочий план действий, направленный на ликвидацию "белых пятен" в истории иранской ядерной программы.

Главной особенностью августовского документа можно назвать его предельную конкретность. Впервые за четыре года кризиса Иран и международное атомное агентство договорились составить исчерпывающий список вопросов к Исламской Республике и предложили временной график для их обсуждения. В идеальном случае, "ядерное досье" Ирана может быть закрыто до конца текущего года. Эксперты, правда, указывают как более реалистическую дату завершения кризис март 2008 года - время проведения очередной сессии Совета управляющих МАГАТЭ.

Список иранских белых пятен и предлагаемый график их устранения приводится в таблице. Для каждого из пятен, в таблице указываются сроки передачи Ирану списка вопросов от МАГАТЭ, получения ответов от Тегерана, признания пятна ликвидированным и предполагаемая дата официального подтверждения этого в докладе главы МАГАТЭ. Два из восьми белых пятен к моменту написания статьи уже были официально закрыты (эксперименты с плутонием и загрязнение ВОУ в Карадже).

Белое пятноДата подготовки вопросовДата подготовки ответовДата закрытия пятнаДата подтверждения в докладе
Эксперименты с плутонием01.08.0707.08.0720.08.0731.08.07
Загрязнение ВОУ в Карадже07.08.0707.08.0720.08.0731.08.07
Покупка технологий для центрифуг P1 и P231.08.0724-25.09.07
середина октября 2007 года
ноябрь 2007 годадекабрь 2007 года
Загрязнения ураном15.09.072 недели после закрытия вопроса о P1-P2нет данныхнет данных
Документ по металлическому урану12.07.07нет данныхнет данныхнет данных
Эксперименты с полонием15.09.072 недели после закрытия вопроса о металлическом ураненет данныхнет данных
Урановый рудник в Гчине15.09.072 недели после закрытия вопроса о полониинет данныхнет данных
Подозреваемые исследованиянет данныхнет данныхнет данныхнет данных

Белые пятна

Все восемь белых пятен касаются только прошлого ядерной программы Ирана - как правило, той деятельности, что велась в 80-90-ых годах. Часть вопросов к Ирану со стороны МАГАТЭ появилась после находок, сделанных инспекторами после 2003 года. Другая часть вопросов требует от ИРИ дополнительных разъяснений по фактам, давно известным МАГАТЭ, но допускающим двоякие толкования.

Эксперименты с плутонием проводились на исследовательском реакторе TRR в Тегеране до 1993 года и были связаны с попытками выделить плутоний из облучённых урановых мишеней. Расчётчики МАГАТЭ долгое время не могли полностью смоделировать иранские эксперименты таким образом, чтобы их результаты совпадали с данными, полученными при взятии проб на оборудовании хранилища РАО. В частности, не совпадали данные по концентрации 240Pu, что заставляло усомниться в точности иранских деклараций. В настоящее время, все расхождения устранены, и белое пятно официально признано ликвидированным.

Загрязнение ВОУ в Карадже было обнаружено инспекторами МАГАТЭ при взятии проб в хранилище РАО в августе 2005 года. Иран представил разъяснения, из которых следовало - в загрязнённых контейнерах ранее находились негерметичные топливные элементы реактора TRR, где используется большое обогащение урана. Данные иранской стороны были признаны достоверными, и белое пятно официально признано ликвидированным.

Покупка технологий для центрифуг P1 и P2 производилась Ираном у сети международных посредников, объединявших часть пакистанских атомщиков - в том числе, печально известного доктора Абдул Кадыр Хана - и европейских бизнесменов. МАГАТЭ намерено получить от Ирана дополнительные данные, способные помочь мировому сообществу в борьбе с контрабандой ядерных технологий и материалов. От успешности ликвидации этого белого пятна, запланированного на ноябрь 2007 года, зависит успешность выполнения всего намеченного графика по закрытию "ядерного досье".

Загрязнения ураном связаны с деятельностью центра физических исследований, долгое время существовавшего на объекте в Лавизан-Шияне. Два директора центра закупали за рубежом оборудование для тегеранских университетов, на части которого инспекторами были найдены частицы урана различного обогащения. В МАГАТЭ настаивают на собеседовании с одним из директоров, которое поможет доказать, что частицы попали в Иран из третьей страны, а не появились в результате какой-либо нелегальной деятельности в самом Иране.

Документ по металлическому урану на 15 страницах был передан Ирану международными посредниками из числа торговцев центрифужными технологиями. В этом документе рассказывается, как можно получать металлический уран из гексафторида, а также о способах производства полусфер из металлического урана. Иран разрешает инспекторам знакомиться с документом на месте, не делая фотографий или пометок, но в МАГАТЭ хотели бы получить в своё распоряжение его полную копию.

Эксперименты с полонием проводились с ведома МАГАТЭ в конце 80-ых - начале 90-ых годов. Единственное, что интересует агентство в этой связи - какой смысл видели иранские атомщики в производстве 210Po, ведь количество его гражданских применений не столь велико? Расследование данного эпизода усложняется тем, что руководитель полониевой экспериментальной программы давно уволился из атомного ведомства и эмигрировал на Запад.

Урановый рудник в Гчине - второе иранское урановое месторождение (после Саганда), на котором планируется начать промышленную добычу урана. Это белое пятно остаётся последним в списке неясностей, и его устранение будет означать физическое закрытие иранского "ядерного досье".

Подозреваемые исследования стоят в списке белых пятен особняком. Речь идёт о данных, якобы полученных американской разведкой после кражи лаптопа у некоего высокопоставленного иранского специалиста. В украденном компьютере содержатся сведения о проектах по получению UF4, созданию мощных взрывчатых веществ и боеголовки для ракет, способной нести ядерный заряд. Подлинность этой информации ставится многими под сомнение, а Иран называет её "политически мотивированными" обвинениями. И всё-таки, МАГАТЭ хотело бы показать Ирану добытые американцами сведения и выслушать комментарии иранской стороны.

Перспективы

Если у МАГАТЭ и Ирана всё сложится так, как было запланировано, то уже к марту 2008 года "ядерное досье" ИРИ окажется закрытым, и международное атомное сотрудничество с этой страной войдёт в обычный режим, а для политического вопроса о судьбе иранских центрифужных заводов и тяжёловодного исследовательского реактора станет проще найти компромиссное решение. Что это может означать для основных игроков на мировом ядерном рынке?

Прежде всего, Россия сможет без помех достроить и пустить "Бушер-1". Большая часть платежей за этот блок уже получена россиянами, но остаётся не выданной определённая сумма за завершение монтажа/наладки и собственно пуск установки. Несомненно, Россия сможет заработать и на поставках ядерного топлива на данный блок, которые будут осуществляться, скорее всего, в течение всего срока его службы (до 60 лет).

При выборе стратегии по строительству новых энергоблоков, Иран, скорее всего, будет вдохновляться китайским примером. Уже сейчас иранские атомщики самостоятельно проектируют легководную установку мощностью 360 МВт(эл.). В будущем, почти наверняка перед ними будет поставлена задача освоить выпуск собственных тысячников с использованием передаваемых или лицензионных технологий. Но до этого момента - опять же, исходя из китайского опыта - Иран с большой вероятностью постарается приобрести, как минимум, по паре новейших блоков у главных реакторных поставщиков - России и Франции.

Стоимость двух реакторов ВВЭР-1000 (без топливной составляющей) на мировом рынке на сегодняшний день доходит до 4 миллиардов евро. С учётом прибыли от будущих поставок ядерного топлива, потенциальные иранские атомные заказы могут стать неплохим финансовым подспорьем для создающегося в России "Атомэнергопрома".

ИСТОЧНИК: Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru

ДАТА: 04.09.2007

Темы: АЭС, Азия, Иран, АЭС Бушер


Rambler's Top100