Многострадальный ядерный пакт между Индией и США, о необходимости заключения которого в Дели и Вашингтоне говорят с 2005 года, натолкнулся на очередное препятствие. "Левый фронт", объединяющий в своих рядах четыре коммунистические партии Индии, отозвал свою поддержку соглашению "123", формулирующему юридические рамки сотрудничества двух стран в сфере мирного атома. Теперь при любом голосовании в индийском парламенте сторонники заключения ядерной сделки с Соединёнными Штатами не смогут набрать большинства голосов.
Активистов атомного сближения крупнейшей и старейшей демократий мира сиё обстоятельство нисколько не смущает. Прерогатива ведения внешней политики в Индии полностью отдана в руки премьер-министра. Парламент способен повлиять на неё лишь посредством la peine capitale - вынесением вотума недоверия правительству. На столь решительный шаг большинство политических сил азиатского гиганта не готово.
Индийские и американские эксперты провели свыше 300 рабочих часов за столом переговоров. Плодом их напряжённых трудов стал 22-страничный документ, состоящий из 17 статей и множества параграфов и не содержащий упоминания ни об одном из самых острых вопросов индийской ядерной программы.
Так, гарантии бесперебойности поставок ядерного топлива в Индию сведены в документе к обещанию создать "группу дружественных поставщиков" в составе России, Франции и Великобритании. Судя по всему, Москве, Парижу и Лондону будет предложено взять на себя снабжение ураном индийских АЭС в том случае, если ядерная политика Индии - де-факто ядерной державы - окажется настолько агрессивной, что американцам придётся прервать с ней всякие отношения. Справедливости ради, следует поинтересоваться у юристов - может ли двухсторонний договор наложить некое обязательство на третье государство, и каковы будут последствия, если россияне и европейцы откажутся считать себя "дружественными поставщиками"?
Тема ядерного оружия в соглашении "123" обходится со всей возможной тщательностью. Зато, к вящему неудовольствию индийского атомного бомонда, в этом документе содержится неявный запрет на поставки в Индию технологий и материалов ЯТЦ. Надо признать, что возмущение Дели выглядит несколько наигранным. За десятилетия блокады, Индия создала мощную и разветвлённую подпольную сеть по приобретению товаров двойного назначения из-за рубежа, в первую очередь, из стран западного блока. Сохранение в силе формальных ограничений никак не скажется на способности индийцев закупать всё, что требуется для обогащения и химпереработки, у европейских и американских бизнесменов.
Говорить вслух об индийской тайной сети, созданной для снабжения военной ядерной программы, считается неприличным и порой даже небезопасным делом. Правила хорошего "дипломатического тона" принуждают отвешивать в адрес Индии все подобающие реверансы и признавать "безупречную репутацию" Дели с точки зрения нераспространения. Увы, но в жизни не всё так просто, как хотелось бы. Индийскую бомбу помогают делать те же самые добропорядочные западные капиталисты, что продавали технологии пакистанскому доктору Хану.
Неудивительно, что индийские атомщики характеризуют соглашение с американцами как "в целом положительное" и призывают как можно скорее пройти оставшиеся этапы на пути к открытию международной ядерной торговли. В местной прессе появляются интервью и статьи рекламного характера, предназначенные, в первую очередь, для полисимейкеров из стран ГЯП. Ещё чуть-чуть, и ведущие атомные компании мира смогут выйти на индийский рынок и начать строить здесь легководные реакторы. Индия готова отдать каждому игроку по собственной площадке и закупить у него на 8-10 ГВт(эл.) энергоблоков. Для того, чтобы это произошло, следует довести ядерную сделку с США до логического конца и начать её практическое исполнение.
Правда, реальные перспективы импортного реакторостроения в Индии выглядят не столь радужными. В стране имеется сильная оппозиция атомным планам. Входят в неё и неграмотные рыбаки и крестьяне, всерьёз боящиеся распространения радиации по проводам, и весьма респектабельные и учёные люди, с цифрами в руках доказывающие экономические преимущества гидроэнергетики. В их число входит и проправительственный "Левый фронт", с упоминания об антиатомной эскапады которого начинается эта статья.
Не всё складно получается и при выборе мест для размещения индийских АЭС. Как говорят, атомная станция в Куданкуламе совершенно не интересна штату Тамил-Наду. У него элементарно не хватает потребителей, способных освоить генерацию двух ВВЭР-1000. Всем последующим блокам на этой площадке придётся продавать свою выработку на сторону. Конечно, покупка российских реакторов идёт обязательным приложением к комплектам договоров о поставке в Индию военной техники и служит доказательством нерушимости дружбы Москвы и Дели. Но если, паче чаяния, вечная дружба окажется с ограниченным сроком действия, то отведённая для россиян площадка в Куданкуламе может неожиданно закрыться для расширения.
С точки зрения доходности, будущие индийские реакторные заказы выглядят скромно. По крайней мере, те цифры по стоимости второй очереди АЭС "Куданкулам", что озвучила российская компания "Атомстройэкспорт" перед выпуском своих облигаций, не идут ни в какое сравнение с беленским контрактом. Да и вопрос утечки технологий встанет в Индии в полный рост. Местные атомщики с лукавой простотой признаются, что хотели бы научиться самостоятельно штамповать блоки-тысячники.
В Дели прекрасно понимают, что торговать реакторами с Индией станет и не просто, и не выгодно. На всякий случай, департамент атомной энергетики этой страны уже прорабатывает план "B" по установке на площадках, отведённых под импортные легководники, отечественных реакторов PHWR-700. Индийцы научились строить блоки с тяжёловодниками быстро и дешёво; а самое главное, PHWR способны работать на природном уране, не требуя сложного технологически и дорогостоящего процесса обогащения.
Главное, чего хотели бы добиться индийцы в рамках ядерного пакта с США - получить возможность приобретать на мировом рынке природный уран. Запасы этого сырья в Индии малы, а темпы развития добывающей отрасли не поспевают за вводом в строй новых блоков. С этой точки зрения, соглашение "123", позволяющее Индии покупать уран и рециклировать накопленный в нём после первого прохождения через реактор плутоний, стало для Дели несомненной удачей.
Но интересен ли для России урановый бизнес с Индией? Вопрос выглядит риторическим, особенно если вспомнить, что мы потребляем урана гораздо больше, чем добываем. Тратить дефицитный материал на нужды другого государства - задача неблагодарная. Но именно к этому россиян будут стремиться склонить индийские политики и специалисты. А переговорщики они, как известно, достаточно опытные и умеющие настоять на своём.
Между тем, по соседству с Индией такие страны, как Пакистан и Бангладеш взывают к мировому сообществу, буквально умоляя на любых условиях и за любые деньги построить им жизненно необходимые АЭС. Доступные запасы газа в Бангладеш закончатся через пять лет, и стране грозит настоящая энергетическая катастрофа. Эти государства нуждаются в мирном атоме и готовы за него хорошо заплатить. У атомных компаний дело остаётся за малым - преодолеть инертность мышления и обратить внимание на новых заказчиков. Заодно и индийцы, по неписанному закону Востока, станут вести себя намного сговорчивей за столом переговоров.
ИСТОЧНИК: Юрий Хмылёв, AtomInfo.Ru
ДАТА: 09.08.2007
Темы: АЭС, Уран, Азия, Индия, Россия