Атомные страсти Грузии

Власти Грузии хотят построить атомную электростанцию: считается, что она окончательного избавит страну от энергодефицита. Но, как утверждают некоторые эксперты, на самом деле мотивация строительства АЭС - сугубо политическая, и здесь, как почти всегда, не обошлось без "фактора России".

О том, что Грузия определилась со строительством у себя атомной электростанции, стало известно в ходе июньского визита Михаила Саакашвили во Францию. По информации посла Грузии в Париже Мамуки Кудава, Саакашвили сообщил о планах Грузии Николя Саркози и встретился с руководством французской компании Areva, в собственности которой находятся 60 атомных объектов. Выяснилось, что в строительстве АЭС заинтересованы обе стороны, и сейчас вопрос обсуждают эксперты. Посол заверил: если АЭС будет построена, это будет станция третьего поколения, и риск ее эксплуатации равен нулю.

Вопрос рисков - не только экологических, но и политических, возник не случайно. Во-первых, все еще актуальны последствия чернобыльской аварии. Во-вторых, Грузия находится в сейсмически опасной зоне. В-третьих, возникает проблема утилизации ядерных отходов, поставок топлива для АЭС и отсутствия в стране специалистов соответствующего профиля. Неизвестно также, как отреагируют на перспективу строительства АЭС соседние страны - Россия, Армения, Турция и Азербайджан: ведь вопрос закрытия армянской атомной станции окончательно еще не решен. Кроме того, президент Турции недавно наложил вето на принятый парламентом законопроект о строительстве и эксплуатации в стране атомных электростанций. Ожидалось, что к 2016 году в Турции построят три АЭС общей мощностью около 7 тысяч мегаватт.

Если верить кулуарной информации, Россию совсем не вдохновила идея строительства АЭС в Грузии, в которой она усмотрела политические, а не энергетические соображения. А один из экспертов ООН предупредил: говорить о строительстве АЭС в Грузии слишком рано - на это необходимо получить согласие Организации Объединенных Наций. Кроме того, у Грузии существуют серьезные проблемы с Абхазией, а, фактически, с Россией. "Не исключено, что если Грузия решит использовать мирную энергию, Россия ей помешает", - сказал эксперт.

Но, с другой стороны, существует версия, что России как раз на руку строительство АЭС в Грузии. Ведь именно Россия сможет стать самым реальным (дешевым и географически наиболее доступным) поставщиком ядерного топлива. А это означает, что Грузия, которая добивается энергетической независимости от России, впадет в такую же "кабалу" от нее, как и Армения.

Некоторые эксперты считают, что российский фактор фигурирует в истории со строительством АЭС совсем с другого бока. Есть версия, что Франция хочет использовать Грузию как "запасной аэродром" в конкуренции с Россией: российские и французские компании борются сейчас за право на реконструкцию АЭС в Армении. Учитывая степень влияния Москвы на Ереван, можно предположить, что Париж "пролетит". Но тогда французы сумеют закрепиться на Южном Кавказе при помощи Грузии.

Эксперт Георгий Хухашвили озвучил еще одну версию: не исключено, что строительство АЭС связано с личными интересами госминистра Грузии по вопросам экономических реформ Кахи Бендукидзе. До приезда в Грузию Бендукидзе был владельцем контрольного пакета акций "Атомстройэкспорта", которая начала строительство Бушерской АЭС в Иране, но угодила в финансовый скандал. "Те планы, которые Бендукидзе не сумел реализовать в Иране, теперь, возможно, будут осуществлены в Грузии. У него большой опыт в этом деле, и теперь он надеется сделать "хорошее дело" на своей маленькой родине", - заявил эксперт.

Сам Бендукидзе не скрывает целесообразности строительства АЭС в Грузии, но, по его словам, решение еще не принято - ни правительством, ни парламентом страны. Между тем специалисты уже активно обсуждают местонахождение будущей станции. По предварительной информации, их выбор может остановиться на Кахетии в Восточной Грузии.

Разумеется, сама по себе идея строительства АЭС совершенно не крамольна. К примеру, атомные станции обеспечивают 80% потребности в электроэнергии той же Франции, более половины потребностей Швейцарии и т.д. Но возникает вопрос: что за необходимость, если речь идет только о генерации электроэнергии, строить АЭС, когда Грузия занимает одно из первых мест в мире по наличию гидроресурсов. В стране - 26 тыс. рек. Если освоить только часть водных ресурсов, можно получить, по меньшей мере, 80 млрд киловатт-час электроэнергии. Для сравнения: в 80-е годы, когда в Грузии были задействованы все промышленные предприятия, и подача электроэнергии была круглосуточной, страна потребляла не более 18 млрд киловатт-час. То есть, если сделать ставку на развитие гидроэнергетики, 60 млрд киловатт-час можно будет экспортировать. Кстати, специалисты, выступающие за строительство АЭС, делают акцент именно на перспективных экспортных возможностях станции.

Им возражает лидер партии "зеленых" Георгий Гачечиладзе. По его мнению, нет ни одной 100-процентно безопасной технологии, тем более когда речь идет о ядерных объектах. Он особо подчеркивает, что в условиях маленькой Грузии с населением в 4 млн человек и площадью 70 тыс. кв. км, любая авария на АЭС "приведет к геноциду всего населения". Он же утверждает, что, если АЭС рассчитана на региональный масштаб, то и возможный выход станции из строя (по причине диверсии или природных катаклизмов), повлечет за собой не локальную, а, как минимум, региональную катастрофу.

Лидер "зеленых" также заметил, что желанной энергетической независимости Грузия со строительством АЭС не получит. Гачечиладзе подозревает, то топливом для АЭС страну будет снабжать российско-казахстанский консорциум, созданный специально для поставок топлива развивающимся странам, не располагающим достаточными гидроресурсами для производства электроэнергии.

Но есть и другое мнение, в соответствии с которым "урана в мире полно", и если французская Areva возьмется за строительство грузинской АЭС, она сама позаботится и о поставках топлива, и об утилизации ядерных отходов. Физик, академик Джумбер Ломинадзе напомнил, что в 1992 году в городе Мцхета вблизи Тбилиси был остановлен ядерный реактор, и топливо было вывезено в Россию и в США: американцы утилизировали его сами, чтобы оно не попало в Иран.

Сторонники строительства АЭС в Грузии подчеркивают: XXI век станет ренессансом атомной энергетики, и Грузия не должна отставать от вызовов современности и внедрения у себя высоких технологий. Правда, если в стране будет построена станция третьего поколения (а случится это в лучшем случае лет через семь), она уже устареет, поскольку к тому времени будут строиться станции четвертого поколения, работающие на термоядерной энергии и действительно безопасные.

Лоббисты АЭС также убеждены: масштабное строительство гидроэлектростанций нанесет экологии Грузии несопоставимо больше вреда, чем строительство АЭС третьего поколения.

Что же касается национальных кадров, они существуют в большом количестве: из-за невостребованности в самой Грузии, они работают в России, Швейцарии и других странах. Предполагается, что если АЭС будет построена, часть грузинских специалистов вернется домой.

При этом намерение властей Грузии построить АЭС вызвало достаточно неприятные намеки относительно "мирности" атома. Их сейчас же пресекла спикер парламента Нино Бурджанадзе. "Разумеется, никто не собирается использовать атомное оружие или создавать его. Речь идет только о сотрудничестве в области мирного атома", - подчеркнула она.

Строго говоря, о том, что Грузия рассматривает возможность строительства АЭС, в общих чертах было известно еще в сентябре прошлого года - идея была озвучена на форуме в Берлине, организованном "Немецким обществом внешней политики". В его работе приняли участие Бурджанадзе и советник Михаила Саакашвили по вопросам экономических реформ, бывший премьер Эстонии Март Лаар. Уже тогда спикер заявила: "Использование атомной энергии в мирных целях - совершенно нормальное явление для всех демократических стран, и не вызывает вопросов. Вопросы возникают тогда, когда международное сообщество задается вопросом, в мирных ли целях будет использована атомная энергия".

А германский эксперт Александр Рар подошел к перспективе строительства в Грузии АЭС следующим образом: "Запад должен помочь Грузии в урегулировании замороженных конфликтов, но он также должен выдержать давление России, поскольку сегодня Россия гораздо сильнее. Для НАТО вмешательство в эти конфликты проблематично, так как это вызовет конфликт с Россией. Поэтому необходим региональный подход, и поиск альтернативных путей урегулирования конфликтов. В данном случае атомная энергия как раз тот вопрос, в котором очень будут заинтересованы как Россия, так и Запад".

Вместе с тем он подчеркнул: все не так просто, и надо учитывать "атомный фактор Ирана". "Запад поддерживает инициативу России в урегулировании этого вопроса, поэтому мы должны подумать о включении в эту схему Грузии и других региональных партнеров, чтобы обеспечить координированные действия для решения вопроса Ирана при участии Запада, России и Грузии", - пояснил он. То есть политическая компонента в идее строительства АЭС в Грузии прослеживается достаточно четко. К тому же, напомнил Рар, строительство атомной станции в Грузии привлекательно и тем, что "здесь уже есть нефтяные и газовые магистрали, в которые заложены интересы Запада, а это является гарантией их защиты".

Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов еще одну версию. Согласно ей, в ажиотаже вокруг строительства АЭС прослеживается следующая логика: Грузия не собирается строить станцию в ближайшие 10 лет, ей уместнее дождаться строительства безопасных станций четвертого поколения, не вызывающих такого количество вопросов, как АЭС третьего поколения. А озвученное намерение - не что иное, как попытка вывести на региональную шахматную доску еще одну фигуру, вокруг которой можно вести политико-экономический торг.

ИСТОЧНИК: Росбалт

ДАТА: 15.07.2007

Темы: АЭС, Грузия


Rambler's Top100