Споры о месте технических вузов в инновационном развитии России не оставляют равнодушными посетителей нашего сайта. Мы публикуем один из откликов, полученных нами от читателей на серию публикаций Виктора Мурогова о ядерных знаниях. Автор письма работает в московском техническом вузе, готовящем специалистов для отечественного машиностроения.
Важнейшая проблема, которая поставлена правительством и президентом перед современными российскими вузами - это проблема инновационного развития, что непосредственно связано со взглядами на современное высшее образование в мире.
Достаточно указать новейшие Федеральные целевые программы и формирующуюся корпорацию инноваций. Это особенно касается технических и технологических ВУЗов, так как для них инновации происходят в двух направлениях:
в методике обучения;
в решении конкретных технических и технологических задач.
На наш взгляд, важнейшими аспектами получения образования, которое позволяет в дальнейшим решать важнейшие государственные и глобальные задачи, являются:
достаточно продолжительное применение полученных знаний;
способность к получению новых знаний.
Для успешного решения этих задач представляются важными следующие позиции:
Сочетание инноваций и традиций ВУЗа, поскольку при помощи научных исследований и обучения университет передает из поколения в поколение лучшее из созданного и наработанного.
Неразделимость обучения и научных исследований, чтобы преподавание как специальных, так и фундаментальных дисциплин не отставало от изменяющихся потребностей, запросов общества и достижений в получении новых знаний. Поскольку в современном мире научная стратегия стала выступать как высшая форма научного познания, то обучение в ВУЗе в условиях овладения студентами и аспирантами самыми современными научными знаниями приведет к повышению качества высшего профессионального образования.
Получение студентом в процессе образования фундаментальных знаний, а также широкой базы передовых на современном этапе профессиональных знаний. Студент также должен быть готов к современному рынку труда и к жизни как активный гражданин России.
Интеграция и кооперация при проведении научных исследований, внедрении инноваций, использовании информационных ресурсов с академическими и научно-исследовательскими учреждениями, другими вузами и производством.
Развитие международного сотрудничества, кооперации, расширение обмена профессиональной информацией;
Достижение синергетического эффекта взаимодействия учебной и научной деятельности.
Повышение мобильности ППС, научных сотрудников, аспирантов, студентов: их активное участие в международных мероприятиях.
В связи с этим встает проблема соотношения фундаментальных и прикладных научных исследований и, соответственно, получаемых знаний. Одним из важных направлений ее решений представляется реализация цепочек:
фундаментальные научные исследования → прикладные научные исследования → производство → выход на рынок
(генерация знаний → разработка технологий → коммерциализация технологий).
При выполнении проектов по таким цепочкам (или их части) необходимо и обязательно активное участие студентов. С этой целью важны создание ВТК (временных научных коллективов - научных кластеров), взаимодействие между кафедрами, связь с производственными объединениями и развитие инфраструктуры (на микро- и макроуровне).
В области машиностроения это такие аспекты как выполнение технико-технологических проектов, использование интеллектуальных материалов, применение высокоточных измерений и развитие других областей нанотехнологий, применение высокопроизводительных вычислительных комплексов, развитие новой парадигмы вычислений и др.
С точки зрения молодежной политики для дальнейшего успешного развития образования и дальнейшей успешной работы выпускников представляется важным:
Создание для студентов условий, в которых они могут овладеть культурой и профессиональными навыками на высоком уровне.
Осуществление широких возможностей для использования компьютерных средств.
Возможность трудоустройства с учетом перспективы получения знаний в течение всей жизни (в частности, в области машиностроения, которой мы здесь касаемся), что может быть обеспечено качественным образованием, многообразием подходов и профилей курсов, новизной курсов, гибкостью образовательных программ, совершенствованием универсальных навыков и компетенций.
Вовлечение студентов в научную работу: участие в выполнении проектов, научных конференциях, семинарах, научных конкурсах, программах, таких как программа "УМНИК" и других.
Развитие и поддержка студенческого самоуправления, работы СНО, студенческих творческих инициатив.