Корпорация "General Electric" недавно созвала журналистов для представления своего нового проекта АЭС, который она намеревается предлагать на продажу вместе со своим партнёром "Hitachi". Новая станция будет строиться быстрее и эксплуатироваться надёжнее, чем её предшественники, а вероятность инцидентов на ней будет стремиться к нулю, пишет газета "Нью-Йорк Таймс".
Но какой ценой атомщики смогут достичь поставленных целей? После долгих раздумий, представители корпорации дали оценки стоимости 1 кВт установленной мощности. Получившийся разброс не может не впечатлять - эта величина колеблется в пределах от 2000 до 3000 долларов.
"Проблема в том, что наблюдается резкий рост цен на медь, никель, нержавеющую сталь и бетон", - говорит президент и исполнительный директор "GE Energy" Джон Кренецки. Неопределённость в ценах характерна не только для АЭС, она касается также и угольных электростанций.
Вместе с ростом потребностей в новых генерирующих мощностях растёт и их стоимость. Сегодня атом и уголь идут фактически нога в ногу. Так, одна из опытнейших американских энергетических компаний - "Duke Energy" - в конце 2004 года приступила к планированию строительства двух угольных станций на замену отслужившим свой срок установкам на западе Северной Каролины. В мае 2005 года компания озвучила свои предварительные прикидки - сооружение двух станций мощностью по 800 МВт(эл.) каждая обойдётся ей в 2 миллиарда долларов. Но уже через полтора года эта величина дошла до 3 миллиардов. Столь дорогостоящий проект оказался не по карману энергетикам и штату. Теперь "Duke Energy" намеревается построить только одну угольную станцию по цене 1,83 миллиарда долларов, иными словами, на 80% дороже, чем предполагалось в 2005 году.
По мнению Ранди Цвина из германского концерна "Siemens", за последние 18 месяцев цена за установленный киловатт для угольных станций возросла на 25-30%. Одной из главных причин этого явления эксперты называют рост стоимости сырьевых материалов, в частности, меди и никеля, использующихся для изготовления нержавеющей стали. Но и стоимость технологических операций по производству многокомпонентных материалов также не стоит на месте.
"В этой стране элементарно не хватает производственных мощностей, и это негативно сказывается на ценах", - уверен Джейсон Маканси из фирмы-консультанта в Сент-Луисе. Но, помимо этого, за резкий рост цен часть ответственности несёт и возросшее потребление сырьевых материалов в Китае и других азиатских государствах.
"В результате, энергетики планируют строить новые станции, использующие дешёвый уголь, но сталкиваются с тем, что капитальные затраты успевают удвоиться ещё до того, как на площадках будут вынуты первые кубометры грунта", - полагает Маканси.
Кренецки видит и ещё одну причину для инфляции - конкуренцию за материалы и рабочую силу, возникающую благодаря нефтегазовому сектору: "Очень много отраслей одновременно вышли на пик своих строительных активностей. Нам трудно предсказать, как долго такое совпадение будет продолжаться".
Может быть, энергетикам было бы лучше не спешить с введением новых мощностей и дождаться улучшения финансовой ситуации? Джеймс Тёрнер из "Duke Energy" считает это предложение неудачным. "Принимая во внимание растущие потребности потребителей, мы не в состоянии выжидать в течение десятилетия", - говорит Тёрнер. Он отмечает, однако, что энергетики США будут стремиться не только к наращиванию мощностей, но и к развитию энергосберегающих технологий.
"Duke Energy" отказывается предоставлять прессе раскладку по ценам на отдельные компоненты и материалы для своих новых станций. А вот германский "Siemens" любезно раскрыл некоторые подробности по стоимостным характеристикам для газовых станций с комбинированным циклом. Цена на систему паропроводов высокого давления для станции мощностью 293 МВт выросла за последние два года на 60% и достигла уровня 1,12 миллионов долларов. Стоимость парогенерирующего оборудования для станции мощностью 590 МВт выросла за тот же период времени на 40% - по состоянию на апрель 2007 года, за него требовалось заплатить 15,1 миллионов долларов против 10,7 миллионов в мае 2005 года.
Дорожают не только материалы и оборудование, но и все сопряжённые услуги. Так, перевозка турбины весом в 435 тысяч фунтов для станции мощностью 198 МВт от завода до площадки обходится сегодня в 100 тысяч долларов. Два года назад за эту операцию брали всего лишь 50 тысяч.
Всё вышесказанное, вне всякого сомнения, относится и к атомным станциям, существующим пока только в бумажном виде. "Для атомных и угольных станций эффект от роста цен на составляющие будет таким же, как и для нефтяных и газовых", - считает экономист Ревис Джеймс из EPRI. Вне зависимости от того, какая технология будет выбрана энергетиками, им придётся постоянно пересчитывать сметы в сторону повышения.
Не остаётся в стороне от денежной гонки и альтернативная энергетика на возобновляемых источниках. "Цена на ветряные станции растёт, так же как и на другие технологии. Конечно, для ветряков не существует проблемы с ростом цен на сырьё, но удорожание меди, стали и других материалов приводит к увеличению стоимости турбин", - признаётся Кристина Реал де Азуа, пресс-секретарь американской ассоциации ветряной энергетики.
В результате, в 2006 году впервые в XXI веке была сломлена тенденция к удешевлению стоимости киловатт-часа, произведенного на ветряных станциях в США - 8-10,5 центов ва 2006 году против 4,5-6 центов в 2004 году. Национальная лаборатория возобновляемых источников при министерстве энергетики Соединённых Штатов бьёт тревогу. Ещё недавно, у ветряной энергетики были все шансы выдержать конкуренцию с другими технологиями, однако начавшийся рост цен означает для неё скорую потерю всех позиций.
Для экспертов, занимающиеся вопросами глобального потепления, всё происходящее выглядит дурным предзнаменованием. Дело в том, что оборудование для улавливания парниковых газов производится из тех же резко дорожающих материалов - бетона, сталей, стальных корпусов, арматуры и трубопроводов - а выпускать его будут те же рабочие и инженеры, за которых уже ведут ожесточённую схватку энергетики.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 11.07.2007
Темы: АЭС, США, General Electric, Сименс, Hitachi