Ядерная отрасль в Соединённых Штатах потеряла целое поколение. Давайте вспомним, как это произошло.
На протяжении 80-ых и 90-ых годов, и даже в начале нового столетия, атомная энергетика в США двигалась к своему неминуемому закрытию. После крупной аварии на энергоблоке TMI-2 в 1979 году, энергетические компании в Соединённых Штатах отказались от строительства новых реакторов. Для действующих АЭС предполагалось, что срок службы закончится по завершению действия 40-летних лицензий на эксплуатацию - фактически одновременно с выходом на пенсию большей части атомного персонала.
В американских вузах было свёрнуто более половины учебных программ, связанных с атомной энергетикой. Студенты предпочитали избегать ядерных специальностей, а атомные станции отказывались принимать на работу молодых выпускников.
Но в наше время отрасль заговорила о ядерном ренессансе. В США и остальном мире планируют строить новые АЭС. В штате Флорида компания "Progress Energy" готова построить два реактора в графстве Леви, а компания FPL говорит об одном-двух новых блоках в Тюрки-Пойнт. На действующих станциях подают документы на продление лицензий на эксплуатацию. Многие признают растущую важность ядерных наук и знаний для медицины, национальной безопасности и энергетической независимости. Экологисты, некогда строившие гримасы при словах "атомная энергия", отказываются от своих взглядов из-за опасности глобального потепления.
Главнейшая проблема атомной энергетики в США на сегодняшний день заключается в том, что от отрасли требуют развиваться и расширяться в тот самый момент, когда большая часть атомщиков собирается уходить на пенсию, а людей среднего возраста, готовых заменить своих опытных товарищей, катастрофически не хватает.
Все игроки на атомном поле - генерирующие компании, лаборатории, правительственные агентства, фирмы-продавцы наподобие AREVA или "Вестингауза" - приступили к активнейшей борьбе за атомные кадры, в особенности, недавних выпускников вузов.
Доктор Алиреза Хагигат, заведующий кафедрой атомной энергетики и радиационной техники университета Флориды, говорит, что его студенты даже не утруждают себя поисками работы. Рекрутёры сами подходят к ним и дома, и на улице. "Агенты кадровых служб просто счастливы, если им удаётся подписать контракт с кем-либо из студентов", - добавляет Хагигат.
В этом году в Соединённых Штатах порядка 400 студентов получили дипломы бакалавров по специальностям, связанным с атомной энергетики. Этого не достаточно, считает Хагигат. Одна только служба атомнадзора (NRC) объявила недавно, что ей требуется ежегодно принимать на работу 400 атомщиков, что соответствует всему количеству выпускаемых в год студентов по всей стране.
Стартовые зарплаты в США для молодых специалистов-атомщиков составляют сейчас порядка 51 тысячи долларов в год, утверждают в министерстве труда.
Большой спрос на выпускников и неплохие зарплаты приводят к тому, что студенты вновь обращают свои взоры на атомную энергетику. Хотя нынешние 400 выпускников в год не в состоянии покрыть все нужды американского атома, эта величина в четыре раза превышает аналогичные показатели конца 90-ых годов. В университете Флориды в 2001 году на кафедре атомной энергетики училось всего 74 студента. Сейчас их уже 194.
"Их ждут хорошие зарплаты, они могут рассчитывать на разнообразные бонусы от работодателей, наконец, они могут выставлять компаниям свои условия. Я уже сказал на кафедре, что сам хочу стать студентом", - смеётся Хагигат.
Преподавателям атомных кафедр жаловаться также не приходится. Кафедра Хагигата рассчитывает в этом учебном году получить гранты на общую сумму в 450 тысяч долларов. В 2006 году "Progress Energy" оплатила модернизацию дозиметрической лаборатории, а в этом году та же компания вложит средства в университетский исследовательский реактор.
Кроме инженеров, атомная отрасль США остро нуждается в операторах, электриках, сварщиках и слесарях. На первом месте в списке дефицитных специальностей стоят медицинские физики и дозиметристы - их требуется в два раза больше, чем выпускается из университетов.
Том Финстра, пресс-секретарь компании FPL, признаётся: "Мы внимательно отслеживаем статистику по кадрам и понимаем, что не можем просто сидеть, сложа руки".
Министерство труда США относит атомную отрасль к числу тех, кто готов "накачивать" деньги в подготовку и поиск кадров. В прошлом году ряд компаний создали некоммерческий центр по подготовке рабочей силы для энергетики. А "Progress Energy" вернула к жизни свою давно забытую программу по сотрудничеству со студентами вузов.
FPL направляет свои усилия на подбор специалистов с помощью армии. Кроме военных, эта флоридская компания заключила прямые соглашения с двумя колледжами, расположенными в окрестностях принадлежащих FPL атомных станций. В первую очередь, компания интересуется молодыми людьми, готовыми работать в качестве операторов или ремонтного персонала.
Трой Спилмен, 36-летний СИУР на АЭС "Сент-Люси", с радостью отмечает, что за последние годы на станции появилось много новых и молодых лиц. Ещё пять лет назад, на всей АЭС можно было найти не более 1-2 человек, подходящих по возрасту для участия в молодёжной атомной конференции. В этом году, в составе делегации "Сент-Люси" было уже 14 юных атомщиков.
Атомная демография США в цифрах
15600 сотрудников достигнут в течение 5 лет пенсионного возраста (27% от общего состава работников коммерческого сектора атомной отрасли).
47 лет - средний возраст американских атомщиков.
8% - доля сотрудников моложе 32 лет в общем составе работников коммерческого сектора атомной отрасли.
29 - число американских вузов, готовящих специалистов для атомной энергетики.
65 - число американских вузов, готовивших специалистов для атомной энергетики в 1980 году.
84880 долларов - средняя годовая зарплата инженеров-атомщиков в США (уступает только инженерам-нефтяникам; стартовая зарплата для молодого специалиста с дипломом инженера в атомной отрасли составляет 51000 долларов в год).
64090 долларов - средняя годовая зарплата операторов АЭС в США.
56450 долларов - средняя годовая зарплата американских специалистов, работающих в области ядерной медицины.
ИСТОЧНИК: St. Petersburg Times (США), Кристина Рексроуд
ДАТА: 11.06.2007